Новости
Выбор факультета
29 октября 2012

«Это ставит владельцев бизнеса в критическую ситуацию»

По данным исследования консалтинговой компании Indriksons.ru, введение в России нового закона о запрете курения в общественных местах грозит банкротством 25 процентам ресторанов и кафе и закрытием 30 процентов клубов. Аналитики компании провели опрос среди владельцев ресторанов, кафе и ночных клубов Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионеров, численность населения в пределах городской черты которых превышает 1 миллион человек, уточняет «Ресторановедъ».

В ходе опроса 25 процентов респондентов предположили, что в случае принятия нового закона, ввиду снижения потока клиентов, их рестораны могут закрыться, 70 процентов ожидают, что запрет курения в общественных местах очень существенно снизит доход заведения, и только 5 процентов опрошенных надеются, что новый закон никак не скажется на их бизнесе.

«Необходимо отметить, что последняя группа респондентов является владельцами так называемых «зеленых» или экологических ресторанов и кафе, которые и ранее практиковали у себя запрет курения, поэтому закон в худшем случае никак на них не скажется, в лучшем же случае приток клиентов увеличится за счет оттока из заведений, где ранее курение было разрешено», — отмечает Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимостью, основатель консалтингового портала Indriksons.ru.

Гораздо хуже дела обстоят в сегменте ночных заведений, где около трети владельцев всерьез опасаются, что из-за введения нового закона поток посетителей снизится настолько, что это приведет к банкротству. Более проблемная ситуация в этом сегменте обусловлена тем, что в ресторанах, где в одном зале одновременно находится около 20-25 человек, люди еще могут выйти и покурить на улице, но когда в клубе одновременно находится 150-200 человек, то выйти покурить на улицу уже достаточно проблематично: на входе будет постоянно большое скопление людей, и чтобы покурить один раз, надо будет потратить 20-25 минут.

«Если обратиться к опыту европейских стран, в которых принимались похожие запреты, то, например, в Великобритании в первый же год после принятия закона 15 процентов ресторанов, кафе и пабов закрылись из-за запрета на курение в общественных местах, как сообщали сами владельцы обанкротившихся заведений, — говорит Игорь Индриксонс. — Абсолютное большинство, около 82 процентов, констатировали серьезное снижение выручки заведения, и всего лишь 3 процентов заведений не коснулось введение такого запрета. Треть закрывшихся ресторанов и ночных клубов указали главной причиной своего закрытия то, что им так и не удалось решить проблему с местом для курения посетителей. Похожая статистика наблюдается и в большинстве других европейских стран, где приняты соответствующие законы».

В случае же с Россией последствия могут быть даже серьезнее хотя бы в силу погодных условий. Например, в Великобритании или Франции очень мягкие зимы, и средняя температура в зимние месяцы колеблется в районе 10-15 градусов выше нуля, да и сами зимы короче, а снег бывает очень редко. В нашей стране более суровый климат, и это, скорее всего, усложнит поиск решений для владельцев ресторанов, кафе или ночных клубов, так как далеко не все захотят выходить в двадцатиградусный мороз на улицу.

Все это ставит владельцев бизнеса в критическую ситуацию, поэтому 85 процентов опрошенных признались, что они скорее всего будут игнорировать новый запрет или же будут стараться его обойти каким-либо образом. За примером далеко ходить не надо, в Казахстане уже была аналогичная ситуация. После того как там был введен запрет на курение в общественных местах, пепельницы на столах в ресторанах, барах и ночных клубах никуда не исчезли, а посетители как курили, так и курят. Собственники же бизнеса идут на штрафы и взятки для того, чтобы поток посетителей не снижался. Ведь в сложившейся ситуации очень легко потерять клиентов — стоит даже нескольким заведениями разрешить курение, как вскоре поток клиентов к ним увеличится.

«При этом такую статью расходов, как штрафы, а возможно, и взятки, владельцы этих заведений смогут покрыть не только за счет увеличения притока посетителей, но и за счет повышения цен, потому что с большой долей вероятности можно утверждать, что люди будут готовы переплачивать за возможность курить прямо за столиком, — отмечает Игорь Индриксонс. — Также не стоит забывать и о такой все более и более популярной услуге, как кальян, который сейчас предлагается во многих заведениях России. В этом свете конкурентное преимущество тех заведений, которые не будут ограничивать клиентов, становится совершенно очевидным».

Что касается рынка инвестиционной недвижимости, если вновь обратиться к европейскому опыту, то там, где был принят подобный запрет, зафиксировано 30 – процентное снижение арендных ставок на помещения под бары, рестораны или ночные клубы. Такого же падения следует ожидать и в России.

Все новости >