«Галерея – это главный мотор арт-мира»
Галерея pop/off/art возникла в 2004, в период «бума» современного искусства в Москве. Сейчас она представляет собой качественный бренд, входящий в отечественный топ-лист и включающий две площадки, одна из которых расположенная в Москве на территории Центра современного искусства ВИНЗАВОД, а вторая — в Берлине. Лекцию для слушателей факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA прочитал основатель и директор галереи pop/off/art Сергей Попов. Он объяснил, какое место в арт-мире занимает галерея, и рассказал о том, как запустить и сделать рентабельным галерейный проект.
Галерея современного искусства — это ...
Несмотря на то, что искусство начинается с художника, сердцем и мотором арт-мира, который устроен крайне сложно, является галерея. Она имеет огромное влияние практически на все стороны искусства, и является медиумом между художником, коллекционером и зрителем.
Термин «галерея» может употребляться в самом широкий смысл. Но что действительно отличает ее от фондов, выставочных площадок и других институций, — это коммерческие задачи. Соседнюю ступень в этой нише занимают дилеры, целью которых также является продажа искусства.
Галерея подразумевает наличие пула художников и публично действующего пространства. А главная ее функция — ответственность за ценообразование на рынке искусства. Именно галереи легитимирует цену на этом рынке, делают их не случайными.
Галерея как бизнес
Галерея — очень сложная структура с точки зрения бизнеса, особенно если рассматривать эффективность бизнеса как возможность заработать много денег в короткий срок. В этом случае, галерея не эффективна. Однако галерейный бизнес позволяет работать с эксклюзивной аудиторией и создавать новые проекты с интересным контентом.
Сейчас не самый удачный момент для создания галереи как стартапа, признается Сергей: «В свое время, в 2005-2008 годах, рынок был развит и сам заход на него стоил дороже. Тогда мне повезло. Как мне казалось, я вскочил на подножку уходящего поезда. И хотя первый проект был очень скромный, со временем он стал успешным и доказательством этому служит то, что pop/off/art сейчас существует в достаточно развитой форме на территории ЦСИ ВИНЗАВОД».
Открывая галерею, необходимо быть готовым к различным неожиданностям на этой территории: инвестиции бывают завышены, а прибыль не всегда может быть просчитана достаточно точно. Поэтому надо помнить, что большие инвестиции еще не гарантируют успеха, удачный галерейный проект — это не обязательно большие деньги, а галерист должен уметь получать удовольствие не от прибыли, а от разных форм взаимодействия с искусством.
Что нужно, чтобы открыть галерею?
Во-первых, необходим пул хороших художников. «Для меня это была основа, — говорит Сергей. — У меня была тетрадочка, куда я выписывал имена художников, которых бы хотел выставлять у себя в галереи. Используя связи, я мог пригласить их к сотрудничеству».
Во-вторых, у галериста должны быть связи в той среде, где он собирается продавать искусство. Поэтому при открытии галереи важно определить свою целевую нишу, и уже в зависимости от этого привлекать тех или иных художников. «Конечно, на практике чистых концепций не бывает, чаще всего они смешанные. Большие галереи, достигшие определенной планки, не боятся выставлять на одной площадке как самые продвинутые актуальные бренды, так и „антиквариат“, такой как modern art или работы Герхарда Рихтера, которые уже не определяют художественный язык современности. Однако молодая галерея должна быть более собранной», — поясняет Сергей.
В-третьих, необходимо запастись знаниями об арт-рынке и терпением, так как обычно запуск галерейного стартапа занимает несколько лет.
Как выстраивать долгосрочные отношения с художниками
«Отношения с художниками очень напоминают перипетии в личной жизни. Поэтому для многих галеристов открыть галерею — это почти как жениться, — шутит Сергей. — В России очень туго с контрактами в сфере искусства, поэтому в подобных вопросах все держится на личных отношениях. Хотя сейчас начинают появляться галереи новой формации, которые как-то оговаривают обязательства и договоренности с художниками. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что контракт нужен. В нем должны быть оговорены взаимные интересы, обязательства и тонкости, такие как, например, будете ли вы работать со всеми работами художника, или только с частью, собираетесь ли вы печатать каталоги и т.д. Поэтому заранее надо оговорить ожидания от сотрудничества обеих сторон. А это самое сложное и важное».
На что тратят галереи?
«Во многом расходы галереи напрямую зависят от самоопределения галериста, — считает Сергей. — Если он определяет, что его планка — получать доход несколько тысяч долларов в месяц, то он легко может просчитать, сколько ему надо продавать, и в соответствие с этим выстроить бизнес-план, учитывая все расходы, в том числе и непредвиденные».
Что касается основных статей расходов галерей, то первая и самая значительная их них — это аренда помещения, которая в России очень дорогая. Вследствие чего многие галереи стараются найти помещения на специальных условиях, например, сотрудничая с мастерскими художников, или обосновываясь в кластерных зонах, таких как ЦСИ ВИНЗАВОД.
Следующий пункт расходов — это сотрудники. Поэтому нередко встречается ситуация, когда владелец работает один, что значительно снижает затраты. Но чаще всего галереи работают за счет партнерской практики. «Мне проще, я галерист и искусствовед, что позволяет мне самому организовывать выставки и экономить на кураторе, — поясняет Сергей. — Но представьте ситуацию, которая, кстати, чаще всего бывает более успешной, когда галерист — это, в первую очередь, бизнесмен. В этом случаем, ему надо нанимать или брать в партнеры кураторов, которые смогут обеспечивать работу галереи».
Расходы на рекламу и печатную продукцию всегда остаются на усмотрение владельца галереи, но подразумевают отдельную статью в бюджете галереи.
Расходы на логистику, подразумевающую необходимость передвижение работ по Москве, России или миру.
Затраты на все, что связано с выставками. «Ежемесячная смена выставок — кошмар для галериста, так как это требует колоссальных усилий, — предупреждает Сергей. — А самое страшное начинается на следующий день после вернисажа, когда приходишь в галерею и понимаешь, что пора начинать готовить следующую выставку».
Участие в ярмарках современного искусства
Если план минимум галериста — открыть галерею и, наладив продажи, превратить ее в приносящий доход бизнес, то участие в ярмарках современного искусства можно рассматривать как долгосрочную цель.
«Участие в ярмарке — это важный этап развития галереи. Во-первых, ярмарка является уникальной торговой площадкой, где можно найти новых клиентов, партнеров и художников. А, во-вторых, ярмарка определяет статус галереи: „Скажи мне, в каких ярмарках ты участвовал, и я скажу, что ты за галерея“. И это правило действует во всем мире», — объясняет Сергей.
Особенности галерейного бизнеса
Галерейная практика — это бизнес умный и красивый, но крайне запутанный, рискованный и непрозрачный в финансовом плане, с высокой степенью общественного резонанса: про него говорят, пишут, снимают кино. Все это можно конвертировать в хорошие заработки, если все время просчитывать затраты.
Анастасия СУХОМЛИНОВА