Новости
02 ноября 2009

«Шанс закрепиться в музыкальной индустрии есть всегда и у всех»

Долгожданный визит рок-группы Franz Ferdinand в столицу не ограничился умопомрачительным концертом на церемонии вручения премии RAMP-2009. Спустя пару дней в Центре современного искусства «Гараж» тур-менеджер шотландской команды Крэйг Даффи (Craig Duffy) устроил мастер-класс для студентов факультета «Менеджмент в музыкальной индустрии» Государственного университета управления.

Прохладным осенним вечером, насквозь пропитанным каплями непрерывно моросящего дождя, в дверях «Гаража» появился человек, под стать погоде одетый в черного цвета плащ с повязанным на шее шерстяным шарфом. Те, кто узнал в фигуре Артемия Троицкого, оказались правы – в центр современного искусства на улице Образцова действительно заглянул известный музыкальный критик.

Тем временем, в зале с белоснежными стенами и черным потолком, собиралась довольно колоритная публика. Девушки с сумками Louis Vuitton и адаптированными в рингтоны сотовых треками Beyonce, одетые в брит-поп стиле молодые люди, лихорадочно набивающие что-то на дисплеях айфонов персонажи с арафатками на шее и даже серьезного вида мужчины в строгих костюмах. По всему становилось ясно, что происходить здесь будет что-то действительно интересное или, по крайней мере, объединяющее непохожих друг на друга людей.

Появление Артемия Троицкого сопровождалось легкой шумихой, но уже через минуту он внес ясность в происходящее. «Нет-нет, сегодня я не буду читать вам лекцию», - произнес он, увидев удивленные лица студентов факультета «Менеджмент в музыкальной индустрии» Государственного университета управления, куратором которого он является на протяжении уже без малого семи лет. – «Перед вами выступит другой человек. Это Крэйг Даффи, один из самых известных в Британии, да и во всем мире тур-менеджеров, который работает с такими группами, как Radiohead, Madness, Duran Duran и многими другими, а на днях привез в Москву группу Franz Ferdinand».

Крэйг поздоровался на русском, тут же попросил прощения за свое знание языка – слово «привет» оказалось едва ли не единственным в его лексиконе – и предупредил, что прежде ему не приходилось читать лекции для столь большой аудитории. Впрочем, какая-то нервозность если и ощущалась, то только поначалу – через десять минут от эффекта дебюта не осталось и следа.

- Я знаю, что все вы амбициозные ребята, но не нужно думать, что вы в один момент станете топ-менеджерами, - сразу предупредил Даффи. - Например, когда я только начинал всем этим заниматься, мне было абсолютно все равно, чем заниматься – я подметал пол, носил вещи музыкантов... Главным для меня было то, что я имею отношение к этой индустрии. Постепенно я начал все серьезнее проявлять себя – работал ассистентом менеджера сцены, начал самостоятельно заниматься продакшном, и в конце концов, стал тур-менеджером.

Прежде чем начать чем-то заниматься (по большому счету, не важно, будет ли это иметь отношение к шоу-бизнесу или нет), необходимо найти человека, которому нужна ваша помощь. Так Даффи сформулировал свой первый совет начинающим менеджерам. Сам Крэйг, например, с точки зрения подхода к работе не видит принципиальных отличий между организацией концерта на 90-тысячном «Уэмбли» или в каком-нибудь британском клубе, который соберет несколько сотен человек. Главное – найти людей, которые в тебе нуждаются, и профессионально выполнить свою работу. К любому, даже незначительному проекту необходимо относиться как можно ответственнее, ведь это не только опыт, который пригодится в дальнейшем – на основании того, как выполнена работа, формируется мнение о человеке. Эффект от блистательно проведенного концерта на стадионе запросто может перечеркнуть провальная презентация альбома какой-нибудь не слишком известной группы.

- Шанс закрепиться в музыкальной индустрии есть всегда и у всех, - рассказывает Даффи. – Для этого нужно цепляться за любую представившуюся возможность и стараться извлечь из нее максимум пользы. Возможно, сначала у вас все пойдет не так гладко, как хотелось бы, но при этом вы получите опыт, который поможет избежать ошибок в дальнейшем. Да и контакты с людьми из индустрии лишними никогда не бывают, а в процессе работы они возникают сами собой.

В начале карьеры Крэйг нередко оказывался в безысходных, казалось бы ситуациях. Так, он участвовал в организации музыкального шоу в Париже, и за две недели до назначенной даты в распоряжении его команды не было даже площадки – были только 25 групп, готовых выступать. В итоге, Даффи все же довел дело до логического завершения, хоть при этом и приходилось спать всего три-четыре часа в сутки. Результат, надо сказать, того стоил – в Париже это шоу собрало 50 тысяч гостей, а по телевидению его увидели и вовсе 20 миллионов человек.

К слову, проблем в шоу-бизнесе можно ждать откуда угодно и от кого угодно, включая музыкантов. В свое время Крэйг ездил в турне с группой Gorillaz, и басист команды должен был прилететь в Канаду на пару дней позже остальных. «И вот, когда этот день настал, у меня звонит телефон», - вспоминает Даффи. – «Я беру трубку, а на другом конце мне говорят, что наш басист задержан миграционной службой из-за проблем с наркотиками. При этом я был уверен в этом человеке на все сто и знал, что он не может подвести. В итоге оказалось, что давным-давно он попал в какую-то историю с наркотиками на территории Канады – его имя попало в соответствующие списки, и теперь он был арестован. В результате мне пришлось внести определенную сумму, чтобы его отпустили под залог, но в Канаду он так и не попал. В результате нам пришлось искать ему замену буквально за один день. Но ничего, вроде как справились – нашли парня, который вроде как знал пару песен Gorillaz, попросили его сыграть, потому что другого выхода попросту не было».

Помимо проблем, ошибок и бессонных ночей, людям, которые видят себя в качестве тур-менеджера необходимо смириться еще с одним обстоятельством: активная гастрольная деятельность фактически сводит на нет семейную жизнь. Семья тур-менеджера – это музыканты и команда, которая помогает все организовать. Крэйг Даффи, например, десять лет назад три с половиной месяца находился в непрерывном туре с PJ Harvey и U2. «Если вы одиноки и одержимы музыкой, профессия тур-менеджера – как раз то, что вам нужно», - отшучивается Даффи. Впрочем, здесь многое зависит от людей и все может повернуться самым неожиданным образом, ведь никогда нельзя исключать, что человек, с которым приходится долго работать вместе, из коллеги превратится в друга, а может быть, и во что-то большее.

- Я очень часто думаю над тем, чем буду заниматься лет через десять, - рассказывает Крэйг. – И, надо сказать, я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Хочется просто иметь возможность спокойно просыпаться по утрам и не думать о том, что кто-то забыл чемодан в аэропорту, кого-то задержали с наркотиками и все в этом духе. Хотелось бы заниматься более спокойной работой, без постоянных перелетов и суеты вокруг. Но дело в том, никогда нельзя предугадать, как все сложится – может быть, я и вовсе уеду жить куда-нибудь в лес, чтобы меня никто не беспокоил и не отвлекал. Случиться может все, что угодно.

- Все, кто так или иначе связан с шоу-бизнесом, знают, что сейчас концертно-гастрольная деятельность, в отличие от того же рекорд-бизнеса, находится на подъеме, - говорит Артемий Троицкий. – Музыканты стали охотнее отправляться в гастрольные туры по разным странам, начали появляться новые площадки для самых разных выступлений. То есть эта область музыкальной индустрии ожила. И одну из ключевых ролей здесь сыграли люди, которые занимаются непосредственно организаций гастролей и концертов. Крэйг Даффи как раз принадлежит к кругу тех людей, которые принимают участие в формировании рынка гастрольной индустрии. По большому счету, в нашей стране таких специалистов практически нет, но в будущем они обязательно появятся, и сейчас опыт таких специалистов, как Даффи, будет очень полезен будущим менеджерам.


Материалы по теме:

    * Фотогалерея с мастер-класса Крэйга Даффи
    * В команде Franz Ferdinand!

Все новости >