Хавьер Фаус: «Барселона» берет свое не количеством, а качеством» (ВИДЕО)
Сегодня вечером московский «Спартак» в матче групповой стадии Лиги Чемпионов примет в «Лужниках» «Барселону». Накануне, в то время как каталонские звезды проводили предматчевую тренировку, в одной из лож Большой спортивной арены второе лицо в клубной иерархии, вице-президент по экономике Хавьер Фаус, прочитал лекцию для слушателей программы «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA и ответил на возникшие у аудитории вопросы.
Господин Фаус, «Барселона», как известно, является клубом, который не имеет одного хозяина. Клуб принадлежит своим болельщикам. Насколько это осложняет борьбу с конкурентами, единоличными владельцами которых являются крупнейшие бизнесмены, мультимиллиардеры, не стесненные в финансовых средствах?
Я не думаю, что это является проблемой. Вернее, я сказал бы так: такое положение чревато, конечно, некоторыми сложностями, но одновременно оно дает нам и массу преимуществ. Когда мы говорим, что «Барселона» это больше, чем клуб», это не просто слова. Мы – действительно семья, и мы действительно сильны прежде всего своей философией, своими традициями и ценностями, которые мы исповедуем, пропагандируем и которые разделяют, с которыми рады себя ассоциировать не только наши болельщики, но и партнеры, в том числе и коммерческие.
Мы – клуб, в котором состоит больше 170 тысяч членов, которые поддерживают его своими взносами, и которые имеют право раз в четыре года избирать президента и членов совета директоров, а если деятельность администрации их не устраивает, то и отправлять ее в отставку еще до истечения срока полномочий.
Мы – клуб, на протяжение всей своей истории исповедующий красивую, атакующую игру, а в последние годы еще и делающий осознанную ставку на собственных воспитанников: из тех игроков, что выступают сейчас за основной состав, 80 процентов являются воспитанниками La Masia, академии «Барселоны». Мы никогда не станем покупать футболиста для главной команды, прежде, чем не удостоверимся в том, что не можем использовать на его позиции выпускника собственной школы: разумеется, если этот выпускник соответствует уровню нашей основы, а что это за уровень вы, я думаю, представляете. И это относится не только к футболистам: не только к, условно говоря, Месси, Иньесте, Бускетсу, Чави. Это относится и к тренерам: вот ушел Гвардьола, тренер экстра-класса, и мы, прежде, чем обратить свои взоры на чужих, может быть иностранных звезд этого цеха, что сделало бы подавляющее большинство других топ – клубов, прежде задумались: а не можем ли мы заменить Пепа кем-то из своих? И остановились на Виланове, человеке плоть от плоти «Барселоны», выпускнике La Masia.
Вот, кстати, меня часто спрашивают о том, в чем заключается отличие клубной философии «Барселоны» от той, что придерживается наш главный соперник в Испании – «Реал». А оно как раз в этом и заключается: они могут выиграть чемпионство, не имея в составе своих воспитанников, и их болельщики не обратят на это внимания, они будут счастливы. У нас же такой победе никто особо не радовался бы.
Что для нас еще очень важно, если говорить о клубных ценностях. Важны человеческие качества тех, кто представляет «Барселону». Мы формулируем их так: уважение к партнерам и соперникам, скромность, способность к командной работе и подчинению личных интересов интересам коллектива, и, наконец, при всем при этом – честолюбие. Это те качества, которые воспитываются, которые закладываются в наших игроков с самого юного возраста. И это те качества, не обладая которыми, ни один игрок, сколь бы он ни был талантлив, за «Барселону» играть не будет.
Завершая тему клубных традиций и клубных ценностей, могу сказать еще о том, что мы являемся участниками большого количества крупных социальных программ и проектов: пожалуй, ни один футбольный клуб в мире не ведет такой активной работы на этом направлении. И все это вкупе со спортивными результатами, которых мы достигли, особенно в последние годы, существенно облегчает монетизацию бренда «Барселоны».
Если можно, несколько примеров такой монетизации.
Пожалуйста. Возьмем, например, тему спонсорства. Наша стратегия сейчас состоит в том, чтобы брать свое не количеством, а качеством. Условно говоря, мы не стремимся к тому, чтобы заключить соглашения с двадцатью мелкими испанскими спонсорами. Мы предпочитаем, опять – таки, условно говоря, трех, но очень крупных игроков, игроков международного, транснационального уровня. И эти гиганты – Nike, Сoca Cola, Аudi, некоторые другие, охотно идут на сотрудничество с нами, им это выгодно.
Почему так происходит? Потому, что спонсорам интересен охват аудитории, и прежде всего на развивающихся рынках, на тех, куда они только выходят или собираются выйти. И мы можем предложить им контакт с такой аудиторией. Я приведу вам лишь некоторые цифры, свидетельствующие о том, насколько велик сейчас в мире интерес к «Барселоне».
На данный момент, по экспертным оценкам, у клуба по всему земному шару насчитывается около 350 миллионов болельщиков, причем в Европе их проживает 70 миллионов, еще 77 миллионов в обеих Америках, 56 миллионов – в Африке и на Ближнем Востоке, и 146 миллионов, больше всего – в Азии. Очень показательны характеристики активности приверженцев клуба в социальных сетях. К примеру, в Twitter их зарегистрировано почти 12 миллионов, на Facebook – почти 35 миллионов, это больше, чем у любого другого футбольного клуба, и еще 2 с лишним миллиона -- на Google+. На YouTube ролики так или иначе связанные с «Барселоной» ежемесячно собирают до 30 миллионов просмотров.
Что же касается телевизионной аудитории, то в сезоне 2010/11 матчи с участием нашего клуба посмотрел миллиард человек, а общее количество трансляций превысило 43 тысячи.
Я думаю, что, проанализировав все эти цифры, вы сможете понять, почему, несмотря на то, что у «Барселоны» нет хозяина- миллиардера, мы в финансовом плане все – таки чувствуем себя достаточно уверенно, почему расходная часть бюджета на нынешний сезон утверждена в размере 470 миллионов евро, а финансовый год мы намерены закрыть с показателем по продажам в 500 миллионов.
Это дела нынешние. А если говорить о перспективах «Барселоны», каковы они?
Я бы не стал рассматривать наши перспективы в отрыве от общемировых тенденций. А они, если говорить о ближайшем десятилетии, таковы, что футбол, в этом сходится большинство экспертов, будет наращивать свою глобальную популярность, будет отбирать аудиторию, болельщиков у других видов спорта. Причем происходить этот процесс будет не только в традиционно футбольных странах и регионах, но и там, где до недавнего времени эта игра была не слишком популярна: в тех же Соединенных Штатах, например. Мы недавно встречались с топ-менеджерами Nike, и они нам рассказали, что на американском рынке намерены очень серьезно вкладываться именно в soccer, хотя традиционно здесь для них приоритетными являлись баскетбол и легкая атлетика.
Учитывая эти обстоятельства, «Барселона» тоже намерена уделить максимальное внимание освоению новых для себя рынков. Уже сейчас, например, мы заняты этим в Индии: еще недавно принято было считать, что в этой стране люди не интересуются никакими другими видами спорта, кроме крикета, а теперь мы заключили спонсорский контракт с местным филиалом Nokia. Конечно, на этой территории мы пока уступаем тем же англичанам, в силу чисто исторических причин, в силу колониального прошлого страны, но мы стараемся наверстать это отставание.
Глобализация футбола ведь будет проявляться и в том, что количество клубов, претендующих на звание интернациональных брендов, будет, на мой взгляд, сокращаться, и в конце концов сократится до четырех – пяти: большего количества всемирная аудитория просто не воспримет. Для того, чтобы удержаться в их числе, «Барселоне» необходимо выполнить двоякую и даже парадоксальную задачу: с одной стороны, максимально унифицироваться, с другой – сохранить свою яркую индивидуальность. То есть те самые ценности и традиции, о которых я уже говорил.
Однако как минимум одна очень давняя традиция с приходом на президентский пост Сандро Росселя была нарушена. «Барселона» впервые в своей истории разместила на своих футболках коммерческую рекламу…
Я вас понял, и сейчас объясню, как принималось это решение. Сандро Россель, а все мы, разумеется, относимся к его команде, победил на выборах президента в 2010 году. Причем, я подчеркну, за него проголосовали 72 процента сосьос – это самая убедительная победа на президентских выборах в истории «Барселоны». И одним из главных пунктов его программы, которая широко обсуждалась и которая получила одобрение большинства членов клуба, был пункт, согласно которому мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы сократить наш долг.
Тогда, в 2010-м, он превышал 400 миллионов евро. Согласно плану, за четыре года, которые Россель проведет на президентском посту, эта сумма должна уменьшиться до 100 миллионов. Сейчас я могу сказать, что план выполняется: за те два года, что уже прошли, нам удалось сократить долг примерно на 100 миллионов, и, конечно, очень значительную роль в этом сыграло заключение спонсорского контракта с Qatar Foundation, о котором вы говорите. Мы подписали с ними 5–летнее соглашение, до конца сезона 2015/16, на 170 миллионов евро.
Так что, скажем так: в чем-то малом мы, может быть, действительно отошли от традиций, но никакого глобального отхода не случилось: все, что делалось нами в этом направлении, делалось с ведома членов клуба и с их одобрения. Больше того, через четыре года, после того, как контракт с Qatar Foundation истечет, принимать решение о том, станет ли «Барселона» и впредь размещать на своих футболках спонсорскую рекламу или нет, будет не президент, и даже не совет директоров, а общий референдум членов клуба. Так что традиции нами блюдутся.
Наконец, скажу еще вот что: этот контракт был для нас совершенно необходим. Ведь если бы мы не сократили радикально свой долг, не привели его к более или менее приемлемому показателю, мы бы лишили себя возможности развиваться, не смогли бы, например, принимать решений относительно того, что нам делать с «Камп Ноу». У нас просто не было бы для этого необходимых финансовых ресурсов, не было бы возможности брать новые банковские кредиты.
А теперь, значит, такая возможность появилась? И что же ждет стадион «Барселоны»: будет ли он реконструирован или снесен и построен заново?
Я вам сейчас определенно на этот вопрос не отвечу. Могу сказать одно: у нас прекрасный стадион. Но – он построен в 1957 году, скоро ему исполнится шестьдесят лет. И, конечно, по многим параметрам он устарел, он не дает нам возможности зарабатывать на нем такие деньги, какие зарабатывают на своих аренах наши конкуренты – я не говорю сейчас о клубах, играющих в чемпионате Испании, я говорю о конкурентах именно на глобальном уровне.
Смотрите: «Манчестер Юнайтед» свой стадион тотально реконструировал, «Реал» занят тем же, у «Баварии» – новый стадион, у «Арсенала» – новый. Так что какие-то шаги в этом направлении мы предпринимать просто обязаны. Но что это будет, реконструкция ли или полностью новое строительство… Когда ситуация с нашим долгом окончательно стабилизируется, решать этот вопрос мы будем опять-таки сообща. Специально для этого будет проведен референдум, в котором примут участие все члены футбольного клуба «Барселона».
Петр БРАНТОВ
P.S. Руководство бизнес-школы RMA и факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" благодарят коммерческого директора Единой лиги ВТБ Андрея Симонова за помощь в организации лекции Хавьера Фауса.
Читайте также:
Школа барселонского резерва (отчет о визите участников испанской стажировки, организованной бизнес-школой RMA для слушателей программы «Менеджмент в игровых видах спорта», в La Masia, футбольную академию «Барселоны», январь 2011 года);
Как мы стали спонсорами «Барселоны» (отчет об испанской стажировке слушателей программы «Менеджмент в игровых видах спорта», февраль 2008 года).