Новости
Выбор факультета
03 декабря 2012

Приглашаем на лекцию Юрия Дудя

Во вторник, 4 декабря, в бизнес-центре Государственного университета управления пройдет лекция главного редактора портала Sports.ru, ведущего телепередачи «Удар головой» Юрия Дудя для слушателей программы «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. Тема лекции: «Тенденции и особенности развития спортивных медиа в России». Приглашаются слушатели группы «С-28». Начало в 18.40. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью, данным Юрием Дудем журналу Football Tribune в феврале 2011 года.

Юрий Дудь: «На некоторых этапах журналистики давно пора ввести фейс –контроль»

Журнал "Football Tribune" встретился с главным редактором Sports.ru и новым ведущим программы «Удар головой» Юрием Дудем, и расспросил его о самых волнующих вопросах в современных медиа и не только. Журналистика и «Трибуна», болельщики и «Валенсия», панк-рок и благотворительность. Все это и многое другое - в эксклюзивном интервью.

Главный редактор, Sports.ru, открытость

Ты назначил нам интервью на полдень, мотивируя это тем, что все встречи стараешься планировать именно днем. Из чего еще состоит рабочий день главного редактора Sports.ru?

К сожалению, рабочий день почти любого сайта растягивается как жвачка – эта главная штука, которая меня пугала, когда я шел на эту работу. В журналах и газетах есть дедлайн, после которого можно расслабиться и забросить башмаки на стол. На сайтах дедлайн 24 часа в сутки. Нормальные люди засыпают с мыслями о том, где они ужинали, а просыпаются – о том, с кем будут завтракать. Я засыпаю и просыпаюсь с мыслями о том, что сейчас стоит в топе Sports.ru. Просыпаюсь я рано, потому что меня будит дочка. Делаю домашние дела и через пару часов стартую в редакцию. Или там, или на встречах провожу большую часть дня. Если есть работа на «НТВ-Плюс» - условное превью чемпионата Испании или матч Лиги Европы – еду в Останкино. Ну а там работа и посреди ночи может закончиться. Но работа семь дней в неделю – пусть не от рассвета до заката, но все равно каждый день – это не потому что я один такой бедный-несчастный. Это просто специфика работы сайта. Большинство редакторов Sports.ru работают точно так же. Я надеюсь, что им это так же интересно, как и мне.

Большинство пользователей Sports.ru представляют редакцию как некую закрытую организацию, офис, где все что-то делают за компьютерами. Это не так?

Не так. Мы абсолютно панковская редакция, если воспринимать ее по-старому. Понятно, что у нас есть отдел программистов - это люди, которые живут более-менее «офисным» днем и работают с 10 до 7. Что касается творчества, то абсолютно все люди в редакции собираются раз в неделю на планерке, а потом разлетаются в те места, где им работать удобнее. Многие из нас даже в Москве не живут. Все знают историю эмиграции одного из ведущих работников сайта, шеф-редактора Ивана Калашникова, который сейчас живет где-то между Чичваркиным и Аршавиным. Другой крутейший, давнейший, невероятно ценный для нас сотрудник Дима Долгих живет в Самаре, и в Москву за то время, что работает у нас, он всего несколько раз приезжал.

У нас система, в которой ценится не физическое присутствие работника, а фактические присутствие крутых новостей, материалов, постов и фотографий в редакторском интерфейсе. Я легко представляю себе парня, который проведет всю свою смену в «Старбаксе» за 3 эспрессо и миндальным круасаном, и отработает ее ничуть не хуже того, кто весь день будет находиться в редакции. Но это тоже не наша особенность. На куче сайтов запросто можно работать удаленно и при этом хорошо.

Sports.ru – это во всех планах достаточно открытая редакция?

Это совершенно точно самое открытое СМИ, в котором я когда-либо работал. Я всегда говорил: к великому сожалению, журналистика в России - самая доступная профессия после проституции. С одной стороны – это круто; почему - я рассказывал в посте «Трибуна как «Удинезе» медиа». С другой стороны - это не очень круто. Я давным-давно вызываю совершенно четкое раздражение у коллег, особенно у старших, за высказывания о том, что в некоторых отраслях журналистики надо ввести фейс-контроль. В профессии нужен отбор. Особенно если речь идет о каком-то соприкосновении со звездами.

Фэйс-контроль, репутация, мины

В чем должен состоять этот отбор?

Ну, допустим, есть футболист Александр Кержаков, который в общении с прессой не жжот, но и не совсем безнадежен. Его можно разговорить, но в 7 случаях из 10 это будет не слишком занимательно. И поэтому в пресс-службе клуба должны понимать, что если у Кержакова как у одной из главных звезд «Зенита» раз в две недели есть 30 минут на прессу, на него должны натравить журналиста, в классе которого уверены. Журналиста, который не будет томить его банальными вопросами и превращать эти 30 минут в нудятину, не будет вычеркивать эти 30 минут из жизни Кержакова, как вычеркивает их пробка на Лиговском проспекте.

То есть когда ты спускаешь на свою звезду Александра Кружкова или Тимура Журавеля, ты знаешь: общение скорее получится, чем нет. И читатели испытают кайф от прочитанного, и сам футболист развеется занятной беседой. Вот он, фейс-контроль. Хотя по сути речь тут о репутации журналиста. Круто, когда журналист ее зарабатывает, а сотрудник пресс-службы это фиксирует и делает таким образом хорошо всем – и своим игрокам, и нам, и, главное, читателям.

То есть с условным Кержаковым должны общаться конкретные люди?

Не совсем так, просто на некоторых участках работы в журналистике должны работать люди с репутацией. И неважно, сколько им лет. Репутацию можно и в 18 лет заработать. Еще тут важен визуальный фактор – если кто-то из старших коллег это читает, снова чувствую раздражение. На мой взгляд, неправильно приходить на интервью с Кержаковым дурно пахнущим или в свитере, у которого локти свисают до стола.

Русский футболист существует в мире своеобразных ценностей, он привык к миру блестящему и красивому; я не говорю, что это плохо – я просто это говорю. Так вот он никогда не сможет относиться серьезно к журналисту, который выглядит как чмошник. Скажем, в Европе журналисты не выглядят как чмошники, они выглядят отлично. Они не носят сандалии поверх носков, они пользуются парфюмом, они выглядят так же, как Икер Касильяс, Жерар Пике или Роберто Сольдадо – ну, только бренды не люксовые, а мидлклассовые.

Ну и весь мой монолог про фейс-контроль на высших ступенях профессии не отменяет простого посыла: к начальным этапам журналистики доступ должны иметь как можно больше людей. Понятно, что наша «Трибуна» - это история про общение. Но она и про журналистику, журналистику нового века. Все те, кого раздражает «Трибуна» - или «старперы» по мышлению (ни в коем случае не по возрасту), или просто люди, которые боятся конкуренции. Вместо того чтобы повышать свой уровень, чтобы соответствовать конкуренции современного мира, они ворчат и заявляют, что «Трибуна» мешает журналистике. Ну, если так рассуждать, то фейсбук скоро убьет вообще все СМИ. Давайте в него тоже не ходить, давайте на него ругаться.

Главная претензия – они считают «Трибуну» чересчур «либеральной»?

Нет, главная претензия к качеству исполнения. Именно по качеству контента «Трибуна» в глазах многих выглядит слабее. Ну, ясное дело, что где-то слабее – учитывая, что тексты там пишут люди без опыта и часто без гуманитарного образования. Но журналистика ведь состоит не только из складывания слов. Яркий пример – существование большинства «лайфньюсовских» медиа. Понятно, что 80 процентов контента – это то, что им рассказали совершенно простые люди. Те, что стоят у них на ставках в метро, моргах, больницах, роддомах и прочих местах, где появляются новости. Журналистам Лайфа остается быть менеджерами этих новостей – никакой особенно литературы они туда не добавляют.

Sports.ru остается со всех сторон открытым. И я уже приводил в пример людей, которые были просто графоманами с «Трибуны», а теперь занимаются интересной работой. Работой, которую многие из тех, кто гундосит в их адрес в фейсбуке, вряд ли потянут сами.

Георгий Черданцев в интервью редакции сайта назвал современную журналистику «хождением по минам». Согласен?

Нет, я готов с Юрой на эту тему немного подискутировать. Мне показалось, в том интервью он слишком много говорил о разных корпоративных интересах. Конечно, у нас и в этом плане специфическая страна, но, на мой взгляд, если журналист действительно яркая творческая единица – ему бояться нечего. Если он, конечно, палку не перегибает. Георгий Черданцев очень яркая творческая личность и может вообще об этом не думать. Даже если он скажет, что «Зенит» «обосрался» в трансферной кампании 2009 года и сможет это аргументировать, я уверен, что никаких санкций не последует. Понятно, что у «Зенита» и «НТВ-Плюс» общий владелец. Но этот владелец заинтересован не только в репутации «Зенита», но и в творческом имидже «НТВ-Плюс». А Георгий Черданцев вместе с другими крутейшими комментаторами – яркими, авторитетными, имеющими свой взгляд на самые важные вопросы - этот имидж формируют. Думаю, хождение по минам – это скорее не про корпоративные взаимоотношения, а вообще. Просто потому что у нас страна такая…

Читать дальше…

Все новости >