Новости
Выбор факультета
10 декабря 2012

Приглашаем на лекцию Петра Цанава

Во вторник, 11 декабря, в техно-парке Digital October (Берсеневская набережная, дом 6, строение 3) пройдет лекция генерального директора компании Bosco Петра Цанавы (на фото слева, вместе с основателем Bosco Михаилом Куснировичем и главой Оргкомитета Сочи – 2014 Дмитрием Чернышенко) для слушателей программы «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. Тема лекции: «Концепция развития компании Bosco». Начало в 18.40. Приглашаются учащиеся групп «С-27», «С-28» и «С-29». При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с материалом «Фитиль для Bosco Sport. Как Михаил Куснирович сделал из олимпийской формы миллиардный бизнес», опубликованным журналом Forbes в октябре 2011 года.

Фитиль для Bosco Sport

Продавщица в переднике и шапочке — как в советском продмаге — продает мороженое. Через каждые 10 м и даже на перилах расставлены разноцветные велосипеды с надписью «Bosco»; прикрученные к ним плакаты приглашают в магазин, где продается новая продукция под этим брендом. Дело происходит в главном магазине Москвы, торговом центре ГУМ. Владелец холдинга Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, который ближайшие полвека будет арендовать самый известный магазин России, за 20 лет построил очень успешный бизнес. Официальный дистрибьютор десятков знаменитых брендов класса люкс от Kenzo до MaxMara наладил торговлю, выручка от которой приближается к 15 млрд рублей.

Став хозяином ГУМа и соседом президента, при помощи влиятельных друзей Bosco добилась разрешения открыть каток на Красной площади. Но настоящее народное признание бизнесу Куснировича принес даже не каток, не ГУМ, не Armani с Hugo Boss и не 28 марок, которыми еще торгует Bosco di Ciliegi. Вся страна знает Куснировича благодаря олимпийской форме российских спортсменов. Красно-белые одежды обеспечивают до 70–80% узнаваемости бренда Bosco. Куснировича знают в кремлевских кабинетах, а на его вечеринки приходят не только чемпионы и светские персонажи, но и влиятельные бизнесмены и чиновники. Для Куснировича не проблема устроить модный показ в метро или парад на Красной площади. Как владелец Bosco построил этот бренд? И стал ли он полноценным бизнесом?

Черешневый лес ?в «лихие девяностые»

Отец-основатель семьи Bosco (одно из направлений деятельности компании называется Bosco family, и сотрудники компании часто называют себя семьей, а Михаила Куснировича — отцом-основателем) не всегда был миллионером, который угощает президента страны томатным соком в собственном магазине.

Окончив в 1989 году Московский химико-технологический институт (на три года позже Михаила Ходорковского), он начал работать в информационном молодежном издательстве «ИМА-пресс». В 1991 году он решил строить свой бизнес. Первой бизнес-идеей стало создание в столице Луна-парка. Куснирович зарегистрировал компанию Московский международный дом «Восток и Запад», которая должна была заниматься турбизнесом и импортировать аттракционы из Италии. Но после первых же поездок на Апеннины план поменялся. «Туристическая деятельность в то время включала в себя и банальную организацию поездок для челноков. Организуя им грузоперевозки и договоренности со стоковыми центрами, он решил и сам начать возить одежду», — уверен его давний знакомый.

В 1992 году Куснирович открыл первый бутик в «Петровском пассаже» (поначалу даже сам стоял на кассе) и привез из Италии мужскую одежду компании SIMA. Через год магазин Bosco di Ciliegi появился в Санкт-Петербурге. В 1990-е годы рынок товаров люкс быстро развивался. Пошлины на одежду были очень высокие, поэтому большинство товаров ввозилось «всерую». Владельцы международных компаний не стремились связываться с российской системой, предпочитая работать с посредниками, которые знали, как в этой системе выживать.

Дефолт 1998 года не оказал длительного влияния на бизнес в сфере luxury. Уже в 1999 году продажи начали снова расти. Bosco в разгар кризиса привез в Россию одежду больших размеров Marina Rinaldi. В книге Лены Лениной Multimillionaires Куснирович рассказывал, что он одевает Владимира Путина: правда, на примерки приходит не сам Путин, а человек его комплекции.

В 2004 году бутики Bosco занимали весь первый этаж первой линии ГУМа. В том же году Куснирович выкупил у «Альфа-Групп» за $110–120 млн компанию, которая имеет права на аренду магазина. Нынешний оборот своего хозяйства Куснирович держит в секрете. По расчетам Forbes, продажи приближаются к 15 млрд рублей. Bosco входит в тройку крупнейших российских компаний по продаже предметов роскоши. Она объединяет более 100 монобрендовых бутиков одежды, обувные, ювелирные магазины, рестораны, магазины косметики и даже стоматологическую клинику и аптеку. И уже 8% выручки группы приносит торговля одеждой под собственной маркой. Совсем неплохо, если учесть, что Bosco — это не раскрученный итальянский бренд класса люкс, а марка спортивной одежды, появившаяся на рынке сравнительно недавно. В преддверии сочинской Олимпиады Куснирович планирует внушительную экспансию: количество магазинов — удвоить, выручку — увеличить в четыре раза.

Мордовские татуировки

В 2001 году офис Bosco di Ciliegi, который тогда располагался в здании администрации Парка им. Горького, навестила группа дизайнеров из «ИМА-пресс» — четыре человека. Они пришли, чтобы предложить известному торговцу одеждой сделать сеть дизайнерских магазинов, в которых продавались бы мебель, посуда и аксессуары.

«Куснирович слушал, цокал языком. А потом сказал: нет, мне это неинтересно, — рассказывает участник встречи, а сейчас консультант по стартапам Роман Фролов. — Мы уже были в дверях, когда он сказал: если вы такие крутые, разработайте-ка мне олимпийскую форму». Фролов помнит, что Куснирович нервничал: тогда в Олимпийском комитете важную роль играла глава «Интеко» Елена Батурина, которая к тому времени уже забраковала несколько эскизов формы. Бывший президент Олимпийского комитета Леонид Тягачев эту версию не опровергает. «К выбору формы Батурина проявляла интерес, — рассказывает он. — Она была президентом Федерации конного спорта и близко дружила с Валентином Юдашкиным, который шил одежду для Олимпийского комитета до контракта с Bosco».

На разработку эскиза Куснирович дал дизайнерам из «ИМА-пресс» два дня. «Для нас это был вызов: если бы мы не успели, он бы обратился к итальянским специалистам», — вспоминает дизайнер Игорь Гурович. Дизайнеры разработали четыре эскиза, и один из них выстрелил. «На самом деле это не петухи и жар-птицы, — рассказывает Гурович. — Нас вдохновили татуировки. Через два дня дизайнеры положили Куснировичу на стол четыре печатных листа, на каждом было по пять картинок. Заказчику сразу понравился вариант с татуировками (сейчас сотрудники Bosco уверяют, что это не татуировки, а классический мордовский орнамент и узор, который можно увидеть на рублевой монете).

Читать дальше…

Все новости >