«В интересах неопределенного круга лиц…»
Практически весь российский бизнес, так или иначе связанный с индустрией отдыха и развлечений, вынужден вступать в отношения с Российским авторским обществом: закон позволяет РАО собирать отчисления в пользу авторов музыки с любого, публично эту музыку воспроизводящего, начиная с баров и гостиниц и заканчивая филармониями и промоутерами. Однако далеко не всех устраивает такое положение вещей, доказательством чему служит огромное количество судебных дел с участием авторского общества. Теперь у предпринимателей появился, пусть и весьма призрачный, но шанс отбиться от претензий РАО: 4 декабря Высший арбитражный суд рассмотрел спор крупнейшего российского концертного агентства «Мельница XXI век» и авторского общества. Частично судьи встали на сторону промоутера, однако практика показывает, что от «сотрудничества» со сборщиками оброка организаторам шоу все равно никуда не деться. Российское издание Rolling Stone разбирается в противостоянии организаторов концертов и Российского авторского общества, пытающегося состричь свой процент за исполнение любой песни любого исполнителя. Предлагаем этот материал вашему вниманию.
Война с ветряной «Мельницей»
Гражданский кодекс позволяет РАО, имеющему государственную аккредитацию, собирать с любых организаций, которые публично воспроизводят музыку, отчисления в пользу ее авторов. Авторское общество работает как от имени композиторов, заключивших с ним договоры, так и тех, кто такого желания не изъявлял – в интересах неопределенного круга лиц. Для этого РАО заносит в свой реестр практически всю всемирно известную музыку, начиная с произведений Моцарта и заканчивая песнями экс-вокалиста Oasis Ноэля Галлахера. Любому заведению, где играет музыка, РАО предлагает заключить с ним лицензионный договор, по которому оно будет получать в пользу авторов от 5 до 10 процентов от выручки организатора мероприятия (если выручки нет, плата зависит от площади места). Заведение должно отчитываться перед РАО, какие песни и когда у него исполнялись, и платить.
Эти гонорары общество, по идее, передает авторам, за минусом своей комиссии – она составляет четверть от полученной суммы. Единственным способом избежать таких тесных отношений с РАО является заключение лицензионного договора напрямую с автором музыки. Иначе начинаются проблемы: представители авторского общества имеют право посещать любые заведения и мероприятия в целях «контрольного прослушивания». Узнав, что где-то играла музыка, права на которую исполнитель (или же организация, которая эту музыку использовала) не получил, авторское общество через суд требует не только сам долг, но и штраф за непредоставление сведений о звучавших произведениях, который рассчитывается по формуле 100 рублей за каждый день «умолчания».
Судебная практика складывается по-разному: мелким предпринимателям тягаться со сборщиками оброка не по зубам, а вот большим акулам шоу-бизнеса это вполне по силам. Самый крупный участник судебных разборок с авторским обществом – концертное агентство «Мельница». Его юристам удалось выиграть у РАО целую серию дел в судах (по итогам концертов Григория Лепса, «Машины времени», Пелагеи, Гарика Сукачева и других).
Все они достаточно однотипны, а до Высшего арбитражного суда первым дошел спор, связанный с московским концертом всемирно известной группы Muse. Своей участи в суде ждет еще одно дело с участием тех же сторон, только касается оно концерта Элтона Джона, по итогам которого «Мельница» также отказалась платить отчисления РАО.