Сложный и неоднозначный
Изменения в законодательстве и приход новых сетей, открытие зарубежных проектов и достижения российских шеф-поваров. Каким был уходящий год для ресторанного бизнеса, вспоминает Restoranoff.ru.
Уходящий 2012 год выдался сложным и неоднозначным для ресторанного сообщества. Меняющееся правовое поле заставляет по-новому смотреть на привычные аспекты бизнеса. Весь год активно обсуждался антитабачный законопроект. В декабре Госдума одобрила первом чтении самый жесткий вариант, предполагающий введение полного запрета на курение в общественных местах к 2015 году. Второе, основное, чтение закона ожидается весной следующего года. Если запрет на курение в ресторанах и кафе – дело недалекого будущего, то изменения в сфере оборота алкоголя – уже сегодняшний день. В июле этого года пиво в России приравняли к алкогольным напиткам, а потому реализацией этого напитка с января смогут заниматься лишь точки общепита, имеющие соответствующую лицензию. В некоторых регионах рассматривают возможность введения еще более жестких правил продажи алкоголя. Например, в Самаре чиновники предлагают ограничить торговлю алкогольной продукцией в ночное время в заведениях общепита, расположенных в жилых домах.
В ближайшее время рестораторов, возможно, ждет еще одно изменение в законодательстве – введение обязательного страхования клиентов. Соответствующие поправки в Правила оказания услуг общественного питания и Правила предоставления гостиничных услуг подготовила Федерация рестораторов и отельеров совместно с Всероссийским союзом страховщиков. Разработкой этих поправок в ФРиО начали заниматься после взрыва газовых баллонов в московском ресторане Il Pittore, произошедшего в январе этого года и повлекшего за собой гибель людей.
Это ЧП стало первым в серии подобных происшествий, в числе которых трагедии в Петербурге и Волгограде. Об ответственности бизнеса перед клиентами заставили задуматься и случаи массового отравления в заведениях общепита, которые имели место в этом году. Самыми проблемными предсказуемо оказались рестораны японской кухни. Так, в Москве, в ходе проверки в феврале—апреле Роспотребнадзор выявил нарушения в 55 точках общепита – то есть во всех заведениях, которые посетили специалисты ведомства.
Как всегда эмоционально на происходящее отреагировал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, призвавший россиян вовсе отказаться от популярного японского блюда.
2012-й стал годом пришествия на российский рынок нескольких зарубежных ресторанных сетей. В их числе американская сеть Moe’s Southwest Grill, израильская Sicaffe, французские Buddha Bar и Paul. Партнера в России для развития сети Jamie's Italian нашел легендарный британский шеф-повар Джейми Оливер. Им стал холдинг Ginza Project, планирующий открыть первые рестораны в Москве и Петербурге в следующем году.
О намерении выйти на российский рынок в 2013-м заявили сети Quiznos, Wingstop и Johnny Rockets, в марте ожидается запуск первого заведения Krispy Kreme (развитием сети занимается группа компаний Аркадия Новикова). Переговоры с потенциальными российскими франчайзи ведет американская Global Franchise Group, планирующая вывести на российский рынок три бренда.