От цветочного орнамента к лоскутному одеялу (ВИДЕО)
В технопарке Digital October прошла лекция генерального директора компании Bosco Sport Петра Цанава для студентов и слушателей программ «Менеджмент в спортивной индустрии» и «Менеджмент в игровых видах спорта». В ходе занятия речь шла об истории и современном положении дел в компании, в течение 10 лет одевающей Олимпийскую сборную страны и разработавшей концепцию единого визуального образа сочинских Игр 2014 года.
Bosco Sport в общей структуре группы компаний Bosco di Ciliegi:
Начиная с 1992 года основным бизнесом компании Bosco di Ciliegi, основанной Михаилом Куснировичем, является розничная торговля люксовыми брендами одежды. В настоящий момент компания владеет 250 магазинами, в которых представлены 60 марок. Официально зарегистрированное в 2003 году спортивное подразделение Bosco di Ciliegi – Bosco Sport – сейчас имеет оборот, составляющий 10-15 процентов от оборота материнской компании. При общем количестве сотрудников Bosco di Ciliegi примерно в 2 тысячи человек, штат Bosco Sport составляет те же 10-15 процентов от этой цифры – в ней работает около 260 человек.
Тем не менее, именно продукция спортивного подразделения, единственная, которую Bosco производит самостоятельно, обеспечивает бренду высокую степень узнаваемости как в России, так и за ее пределами.
Bosco Sport, от Солт Лейк Сити 2002 до Пекина 2008:
Начиная с Олимпиады в Солт-Лейк-Сити 2002 и до Олимпиады в Пекине 2008 ООО «Спорттовары Боско» являлось генеральным партнером Олимпийского комитета России, генеральным спонсором Олимпийской команды России и эксклюзивным экипировщиком Олимпийской команды России по классам: «одежда», «обувь», «головные уборы» и «аксессуары».
Сотрудничество началось в 2001 году, когда на посту президента Олимпийского комитета России Виталия Смирнова сменил Леонид Тягачев. Тогда же у ОКР истек спонсорский контракт с одевавшей российскую команду компанией Reebok. В условиях, когда желающих заменить ушедшего спонсора практически не оказалось, свои услуги ОКР предложила Вosco, разработавшая оригинальный дизайн одежды, в которой спортсмены участвовали в церемониях открытия и закрытия Зимних Игр 2002.
Мужчинам было предложено пальто «а-ля Шаляпин», выполненное из шерсти «беби-лама» (его дополнял шикарный воротник и шапка-пирожок из меха нестриженного бобра). Женщинам — пальто, ассоциировавшееся с образом Снегурочки. Оттеняющими его аксессуарами стали уютная бобровая муфта и шапка-таблетка из бобра. Дополняли парадный костюм оригинальные войлочные сапоги с галошами, сделанные на фабрике «Красный богатырь».
Всего для членов сборной было изготовлено 500 таких комплектов, по количеству членов команды на Зимней Олимпиаде (для Олимпиады летней эта цифра составляет 1200 комплектов). Незадолго до начала Игр между Олимпийским комитетом и Bosco была достигнута договоренность о том, что помимо парадной формы компания обеспечит команду спортивными костюмами оригинального дизайна для участия в церемониях награждения. Расходы Bosco на создание Олимпийской коллекции 2002 составили примерно 1 миллион евро.
Подписанный вскоре официальный партнерский договор подразумевал, что Bosco имеет право производить олимпийскую форму российской команды в оригинальном качестве для широкой продажи. Олимпийский комитет, согласно этому договору, получал отчисления с каждой проданной вещи. В 2004 году в Петровском пассаже в Москве открылся первый магазин, торгующий продукцией спортивного подразделения Bosco (позднее он был переведен в ГУМ).
К Зимней Олимпиаде в Турине (2006) в Москве работали уже три таких магазина. В самой столице Олимпиады их было два, причем один находился непосредственно в Русском доме. Поскольку официально лицензией на использование олимпийской символики Bosco не владела, спортивные костюмы сборной продавались без нарукавного шеврона с кольцами – его потом передавали покупателю в качестве «подарка».
Накануне пекинских Игр специалисты Bosco, разрабатывая новый дизайн Олимпийской коллекции, использовали в нем многочисленные символы, присущие китайской культуре. Цветочный узор, использовавшийся на трёх предыдущих Олимпиадах, был заменён на стилизованную «восьмёрку» (в глазах китайцев символизирующую счастье, богатство и процветание), сложенную из крыльев жар-птицы. В несколько видоизмененном виде этот дизайн использовался и в форме российских олимпийцев в Ванкувере (2010).
В 2009 году Bosco Sport становится официальным экипировщиком олимпийской сборной Украины и выпускает олимпийскую коллекцию с использованием цветов ее национального флага — желтого и голубого (к настоящему времени на Украине функционируют 12 магазинов, торгующих продукцией компании, самый крупный из них – на Крещатике в Киеве).
Bosco Sport, от Пекина 2008 до Сочи 2014 и Рио –де – Жанейро 2016:
28 октября 2009 года Оргкомитет «Сочи 2014» объявил ООО «Спорттовары Боско» Генеральным партнером Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в категории «Одежда, обувь». В рамках партнерского соглашения, оцениваемого в 100 миллионов евро, Bosco Sport предстоит экипировать не только членов Олимпийской сборной команды, но и 45 тысяч волонтеров. Кроме того, ООО «Спорттовары Боско» подписало с Оргкомитетом «Сочи 2014» лицензионное соглашение, согласно которому оно становится официальным производителем лицензионной одежды с символикой Игр на срок до 2016 года включительно.
На сегодняшний день открыты и функционируют более 50 магазинов Bosco Sport в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Сочи и других городах России с населением от полумиллиона человек. В ближайших планах компании – развитие сети Олимпийских магазинов, в том числе франчайзинговых, по всей России. К началу Олимпиады в Сочи, количество торговых точек Bosco Sport (включая магазины в крупных торговых центрах, минимаркеты в аэропортах и на вокзалах, и магазины, расположенные непосредственно на олимпийских объектах), достигнет 87. Все они будут оформлены в едином стиле, в основе которого лежит разработанная дизайнерами Bosco концепция единого визуального образа сочинской Олимпиады («лоскутное одеяло»).
В ассортименте сети Олимпийских магазинов представлены: Одежда (линии original, active/fitness, fashion), головные уборы, обувь, спортивные аксессуары (40 процентов); Игрушки мягкие (10 процентов); Cпортивный инвентарь (7 процентов); Значки, нагрудные знаки, медали (7 процентов); Магниты, брелоки (5 процентов); Cувениры (5 процентов); Рюкзаки, сумки (5 процентов); Посуда стеклянная (3 процента); Народные промыслы (3 процента); Офисные, школьные принадлежности, канцелярские товары (2 процента); Филателистическая продукция (2 процента); Нумизматическая продукция (2 процента); Игры и игрушки, кроме мягких (2 процента); Бумажно-беловая продукция (2 процента); Паззлы (1 процент); Cтоловые приборы (1 процент); Другое (3 процента).
География производства Bosco Sport достаточно обширна: заказы на изготовление одежды размещаются в России, Китае, Корее, Канаде. Одежда линии fashion (например, кожаные пуховики) шьются в Италии. Компания продолжает развиваться, ее рост составляет 30-40 процентов ежегодно.
В 2012 году Bosco Sport впервые заключила договор об олимпийском партнерстве с представителями страны, не относящейся к постсоветскому пространству: на Олимпийских играх в Лондоне компания являлась официальным экипировщиком национальной сборной Испании. Это сотрудничество продлится до 2016 года.