«Собирать Дюрера – не интересно» (ВИДЕО)
О выставке и популярности Дюрера: Основная цель выставки, по словам Григория Константинова, заключалась в том, чтобы показать творчество Альбрехта Дюрера в контексте творчества других выдающихся мастеров, повлиявших на развитие искусства Возрождения в Северной Европе. В двух залах выставочного пространства соседствуют листы трех поколений художников: граверов XVвека – Михаэля Вольгемута и Мартина Шонгауэра; самого Дюрера и его не менее талантливых современников Лукаса Кранаха Старшего, Лукаса Ван Лейдена и Даниэля Хопфера; а также его учеников, так называемых «малых мастеров» – Генриха Альдегревера, Ханса Себальда Бехама и др.
«Утверждение о том, что Альбрехт Дюрер был единственным выдающимся мастером того времени, не совсем верное. Без сомнения он был новатором, и благодаря нему гравюра перешла в разряд изобразительного искусства. Однако его популярность во много определил тот факт, что он был практические единственным художником того времени, оставившим после себя огромное наследие живописи, гравюр, иллюстраций и трактатов.
Если же говорить о ценности для коллекционеров, то собирать Дюрера – не интересно. Интересно находить гравюры неизвестных мастеров – это придает коллекции исследовательскую ценность. К примеру, на этой выставке можно выделить редкие листы представителя дунайской школы Даниэля Хопфера. А самым ценным экспонатом является уникальный лист «Вознаграждение праведных» из «Библии для бедных» 1469 года».
О гравюрных техниках и сюжетах: «Невооруженным взглядом можно распознать, в какой технике выполнена та или иная гравюра. К примеру, жесткие и местами достаточно толстые линии листа из «Апокалипсиса» Дюрера выдают ксилографию – технику, когда рисунок вырезался на дереве, а потом переносился на бумагу. Дюрер был новатором в ксилографии и предпочитал ее любым другим техникам, в том числе и офорту – гравюре на металле, которую активно использовал Даниэль Хопфер. Эта техника в каком-то смысле живописнее ксилографии, так как позволяет добиваться художественных полутонов, что прекрасно видно на портрете Джироламо из Сиены. Единственный ее минус – возможность появления пятен ржавчины. Нередко можно встретить гравюры со следами замазанной ржавчины. Это значительно снижает их ценность в глазах коллекционеров.
Во второй четверти 15 века в Европе появилась одна из самых трудоемких техник – резцовая гравюра на меди. В отличие от ксилографии она позволяла создавать более тонкую линию и использовать свободную штриховку. Самым значительным мастером резной гравюры считается Мартин Шонгауэр».
Что касается сюжетов гравюр, то они очень разнообразны, отметил Григорий. Несмотря на то, что на большинстве работ известных граверов запечатлены библейские сюжеты и сцены из жизни святых, для многих художников, в частности для «малых мастеров», было важно любование формами природы. В моде была итальянская тематика. «На многих гравюрах изображены пейзажи и виды, которые были перед глазами мастера в момент создания гравюр. В них много архитектуры и предметного мира того времени».
О ценообразовании на гравюры: «Практически все коллекционеры, собирающие гравюры, знают, что покупать их выгоднее в Европе – именно там, где это искусство зародилось и развивалось. К примеру, там гравюра Дюрера с обрезанной рамкой или неровными краями практически ничего не стоит. В России рынок гравюры нестабилен, поэтому цена на Дюрера даже в неудовлетворительном качестве может быть неоправданно высокой.
Большая удача для коллекционера – найти промежуточные оттиски. Они представляют собой отпечатки отдельных частей гравюры, которые делались мастером в процессе работы над произведением. Цены на них могут быть очень высокими. В целом же, рынок гравюр намного дешевле, чем рынок живописи или современного искусства. Объясняется это небольшим количеством исследовательских усилий, направленных на изучение этого искусства».
О способах определения подлинности гравюры: «Распознать подлинность гравюры можно по технике, водяным знакам или бумаге. Однако для этого, чаще всего, необходим многолетний опыт. Обычно копию можно определить по нечеткому размытому штриху, отсутствию очертаний доски, а в случае с офортом по наличию гальванического покрытия на металле».
О способах хранения гравюр: «Бумага чувствует себя хорошо только в бумажной среде. Поэтому лучше всего гравюры сохраняются в книгах, из которых их чаще всего вырезают, чтобы продать отдельно.Поэтому для хранения листов необходимы специальные бескислотные паспорту».