«Проект продолжает и обостряет рефлексии на темы гибели империи»
28 февраля в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка Бориса Орлова «Фантомные боли», организованная совместно с Культурным Фондом «АртХроника».
«Проект «Фантомные боли» продолжает и обостряет рефлексии на темы гибели империи, безжалостного времени и его героев, – сообщается в пресс-релизе проекта. – Экспозиция включает 23 произведения, среди которых скульптурные и живописные объекты и настенные рельефы. Название проекта отсылает к чему-то утраченному, но постоянно – болезненно или просто навязчиво – напоминающему о себе как о существующем. Такой утраченной, но оказавшейся благодатным источником идей и вдохновения для художника стала советская эпоха. В своих произведениях Б.Орлов выступает и как отстраненный свидетель исторического перелома, крушения прежних устоев страны, и, одновременно с этим, как участник происходящего.
Борис Орлов «расчищает» воспоминания о советской империи, ее культурные и социальные коды, деконструирует мифы и создает новые». Проект будет состоять из двух частей – «Безжалостный Хронос» и «Опыты реставрации». «В первой художник размышляет о неотвратимости забвения, тщетности попыток удержать в памяти образы советской эпохи как идеалы, ориентиры, связывающие поколения, – сообщается в пресс-релизе выставки. – Б.Орлов сталкивает общественную память, запечатлевшую героев, характерные типажи, исторические сцены 1920–1940-х годов на узнаваемых фотографиях А.М.Родченко, Е.А.Халдея и других фотографов с Временем, все поглощающим и предающим забвению.
Произведения представляют собой крупноформатные живописные объекты, исполненные на высокотехнологичном композитном материале – дибонде».
Борис Орлов – один из ярких представителей искусства советского андеграунда 1970– 1980-х годов. В среде московских концептуалистов вместе с А.С.Косолаповым и Л.П.Соковым Орлов развивал идеи соц-арта. Иронизируя над идеологическими и визуальными штампами советского времени, он создавал скульптурные объекты-тотемы, увешанные орденами, медалями и другими атрибутами власти, которые тиражировались и внедрялись в массовое сознание через экраны телевизоров, наглядную агитацию, все сферы жизни, говорится в пресс-релизе.