Новости
06 марта 2013

Приглашаем на лекцию «Саунд-дизайн и киномузыка»

В понедельник, 11 марта, в технопарке Digital October (Берсеневская набережная, дом 6, строение 3) пройдет лекция генерального директора продакшн-студии Toonbox AV, владельца, композитора и саунд-дизайнера студии SoundDesigner.PRO Василия Филатова для слушателей и выпускников факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» бизнес –школы RMA. Тема лекции: «Саунд-дизайн и киномузыка». Начало в 19.00. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Василий Филатов дал сайту Московской школы кино в декабре 2012 года.

«Саунд-дизайн это в первую очередь коммуникации между визуальным образом и звуком»

Василий, первый вопрос, который мучает всех: что такое саунд-дизайн, и чем он отличается от звукорежиссуры?

Разделение профессии «звукорежиссер» на цепь составных узкоспециализированных профессий пришло к нам с Запада. Конечно, в первую очередь, саунд-дизайн — это коммуникации. Коммуникации между визуальным образом (кино, театр, инсталляции) и звуком. Звук позволяет раздвинуть границы экрана и рассказать за единицу времени еще больше о мире, который вам показывает автор.

Звукорежиссер в России, если мы говорим о визуальных медиа, — это человек, который совмещает в себе набор профессий: звукоинженер, звукорежиссер на съемочной площадке, саунд-продюсер, студийный звукорежиссер, саунд-дизайнер, а иногда и звукорежиссер сведения (перезаписи).

Саунд-дизайн — это часть звукорежиссуры. В профессиональном смысле саунд-дизайн — это процесс создания новых звуков за счет использования уже готовых, записанных семплов или синтезирования новых фактур. Это не только создание активных спецэффектов (взрывов, воплей монстров, звуков движений, пролетов объектов); подбор/создание звуков атмосферы для кино (или другого вида визуального контента) — тоже часть саунд-дизайна. Саунд-дизайнер — это экспериментатор в области звука: сочетая различные фактуры, он создает новые звуковые полотна.

Тем не менее главная цель остается неизменной: органично проиллюстрировать визуальный образ или создать ощущение жизни за кадром, не отвлекая, а вовлекая зрителя в происходящее на экране.

Саунд-дизайн — это творчество или знание программ и умение их использовать?

В современном мире невозможно придумывать и, главное, воплощать все идеи без знания компьютерных программ. Саунд-дизайнеры начала 20-го века (одним из первых экспериментаторов звука был итальянский композитор Луиджи Руссоло) не имели столь широких возможностей по редактированию звука, которые мы имеем буквально под рукой: в персональном компьютере. Глупо не использовать эти возможности сейчас.

Не стоит забывать, что компьютер — всего лишь инструмент в руках художника и знание программ позволяет быстрее реализовывать собственные идеи.

Где сегодня применяется саунд-дизайн?

Саунд-дизайн находит применение в кинематографе, театре, анимации, интерактивных мультимедиа-инсталляциях, компьютерных играх. Компьютерная революция свершилась: технологии стали доступны каждому. С учетом появления большого количества отечественного мультимедиа-контента потребность в профессии возросла.

Насколько это направление развито в России? Востребовано ли? Есть ли рынок?

Несмотря на то, что рынок услуг по саунд-дизайну сейчас только формируется, в титрах к отечественным фильмам и компьютерным играм можно увидеть строчку «саунд-дизайнер». Если брать не только кинематограф, то саунд-дизайнер является сегодня одной из самых востребованных профессий в визуальных медиа, и это несмотря на то, что осознанная необходимость в профессии появилась не так давно. Кстати, не стоит забывать, что и аудиобрендинг — одно из применений саунд-дизайна. Вспомните аудиологотип BMW (удар по металлической балке — Прим. ред.). Ведь это работа не композитора, а саунд-дизайнера.

Нужно ли саунд-дизайнеру иметь музыкальное образование?

Написание звукового полотна сродни созданию симфонического произведения, это творческая и одновременно сложная и кропотливая работа. Многослойность некоторых эффектов может доходить до 50 и более одновременно звучащих моно-, стерео- или 5.1 дорожек. Не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах, но музыкальный слух, несомненно, обязателен. Равно как и музыкальный вкус. Многие фактуры имеют тональную основу, и знание основ музыки способно упростить понимание процесса создания спецэффектов и монтажа разнотембральных фактур.

Какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы работать в этой индустрии?

Любознательность, широкий кругозор, умение быстро впитывать новый материал. И несомненно (так как звук — это часть проекта), командная работа: умение общаться и грамотно излагать свои мысли и идеи также является необходимым качеством. Стоит ли говорить, что при любой работе необходимо придерживаться дедлайнов? Кроме того, невозможно создать звук без знания технологий его записи, синтеза и обработки. Как видим, базовый набор навыков достаточно обширный.

Назовите три свои любимые работы в области саунд-дизайна.

Фантастические фильмы: The Dark Knight, TRON: Legacy. Terminator: Salvation. «Реалистичный» экшен: The Bourne Ultimatum, Fight Club. Анимация: Tom and Jerry, Ratatoille, WALL-E. Драмы: Green Mile, The Pianist. В мире огромное количество фильмов и инсталляций, заслуживающих внимания, в которых саунд-дизайн, при пристальном рассмотрении, вызывает восхищение. Но разбор этих картин — отдельная тема.

Справка: Василий Филатов. Окончил Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. 2004 – 2007 -- звукорежиссер перезаписи, ведущий саунд-дизайнер киностудии имени Горького. В этом качестве создал звуковое сопровождение более, чем к 100 полнометражным и короткометражным фильмам. Работал с такими режиссерами, как Андрей Кончаловский, Тимур Бекмамбетов, Алексей Учитель, Отар Иоселиани. Дублировал фильмы Гильермо дель Торо, Пак Чхан-ука, Горо Миядзаки, Пана Налина. С 2006 года - владелец, саунд-дизайнер и композитор пост-продакшн студии «SoundDesigner.PRO». 2008 – совладелец компании New Time Investment, реализующей инновационные мультимедийные проекты в сфере кино и телевидения. 2010 — ведущий композитор и разработчик виртуальных инструментов и библиотек звуковых эффектов Hell Piano, Pushkin компании 321 Film Collab, Лос-Анджелес. 2012 – автор саундтрека и саунд-дизайна игры Wide Sky дизайнера Маркуса Экерта. 2013 — куратор факультета «Саунд-дизайн» в Московской Школе Кино. 2013 — генеральный директор студии Toonbox AV. В 2002 году принял участие в создании первого в России фильма с музыкой, записанной в формате Dolby Surround 7.1. Ведет семинары и мастер-классы по саунд-дизайну в Британской высшей школе дизайна, Московской школе кино, Студии Артемия Лебедева. Сотрудничает с Newmedia - образовательными центрами: школой компьютерной графики ScreamSchool, Realtime School. Постоянный участник дискуссий на радио и ТВ («Дождь», «Россия 24», «Наше Радио»).

Все новости >