Новости
06 марта 2013

Приглашаем на лекцию Марины Лошак

В понедельник, 11 марта, у слушателей группы «А-2», обучающихся на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, состоится выездное занятие в МВО «Манеж» (Манежная ул., д. 1), где лекцию для них прочитает арт-директор музейно-выставочного объединения Марина Лошак. Тема: «Организация выставок». Начало занятия в 19.00. При подготовке рекомендуем ознакомиться с небольшим интервью, которое Марина дала сайту RMA в апреле 2012 года.

«Арт-менеджер – это человек, который организует рынок»

Марина, кто такой арт-менеджер? Какова его роль в сфере искусства?

Арт-менеджер – это человек, который организует арт-рынок, а это важнейшая функция. Без арт-менеджера мало что получается. Арт-менеджером можно назвать и галериста, а роль галериста на рынке и в мире искусства, мне кажется, не требует дополнительных разъяснений. Арт-менеджер – это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством.

Как Вы считаете, будет ли образовательная программа по арт-менеджменту востребована? Смогут ли ее выпускники применить полученные знания на практике?

Я уверенна, что такая программа необходима, и что люди, которые становятся арт-менеджерами и галеристами или обучаются этому, чрезвычайно востребованы. Хотя бы, потому что таких людей мало. Обычно их воспитывают либо галереи самостоятельно, либо какие-то некоммерческие институции. Какого-то специального места, где бы обучали таких специалистов сейчас нет. Поэтому появление такого курса, мне кажется, полезно для всех.

Зачастую, арт-менеджеры не имеют искусствоведческого образования. Но бытует мнение, что искусством должны заниматься только искусствоведы. Как вы считаете, так ли это? Какими профессиональными знаниями должен обладать арт-менеджер?

Совершенно не обязательно. Я считаю, что даже наоборот. Арт-менеджер в первую очередь должен владеть какими-то правильными представлениями, связанными с экономикой, бизнесом, психологией, а также уметь оперировать своими знаниями. Конечно же, хорошо, когда он включен в сферу искусства, но это те знания, которые можно приобрести, и они в большей мере связанны с определенным образовательным процессом. Но профессиональные менеджерские знания подчас важнее, чем знание искусства. Во-первых, потому что грамотный арт-менеджер или галерист всегда может привлечь искусствоведов, которые станут его помощниками. Во-вторых, он сам может приобрести достаточно большой объем знаний, потому что самообразование и образование сейчас абсолютно открытые вещи.

И все-таки профессия арт-менеджера больше востребована на Западе, нежели в России. Очевидно, что и рыночные модели отличаются. Нужно ли современным арт-менеджерам, нашим выпускникам, адаптировать западную модель арт-рынка? Или Вы считаете, что у нас «свой путь»?

Нет такого понятия, как «свой путь». Мне кажется, что есть общий путь, и он, в том числе, применим и к искусству. Мы должны стремиться к тому, чтобы использовать уже существующий западный опыт. Чаще всего он позитивный, но и на ошибках можно учиться. Поэтому нам важно строить свой рынок, исходя из тех моделей, которые уже существуют, и пытаться походить на лучшие образцы Запада. Ведь существует множество людей превосходно работающих, чьи результаты восхитительны. Конечно же, хочется походить на них и брать с них пример. Такие люди есть и в Европе и в, так называемом, Новой Свете – в Японии, в Латинской Америке. Мне кажется, что и в России сейчас есть огромный потенциал. Люди хотят учиться и умеют это делать. Но нам мешает какая-то давно сложившаяся схема нравственных установок, которая должна быть каким-то образом скорректирована. И это касается не только арт-менеджмента, но и нашей жизни в целом. Такая корректировка происходит, когда человек нацелен на то, что зарабатывать надо, но не любым путем, что во всем нужно быть честным, что искусство – это абсолютно репутационный бизнес. Репутация – это самая главная ценность в этой сфере. Порядочность, чувство долга, понимание каких-то позитивных сверхзадач – это все составляющие правильного пути.

Какой совет Вы могли бы дать начинающему арт-менеджеру?

Смотреть, слушать, читать и делать самостоятельные выводы.

То есть найти свой путь?

Да, найти свой путь.

Другие публикации по теме:

«Мы хотим привезти выставку Бэнкси» (новый арт-директор Манежа Марина Лошак о своих планах, «Афиша», сентябрь 2012)

«Всю эту махину нужно как-то очеловечить» (известный галерист и куратор Марина Лошак возглавила музейно-выставочное объединение «Манеж», TimeOut, сентябрь 2012)

«Мы неожиданно оказались душителями традиционного искусства» (интервью арт-директора обновленного «Манежа» Марины Лошак, Московские новости, сентябрь 2012)

«Все мы мечтаем о серьезных коллекциях, они ничуть не менее важны, чем серьезные музеи» (Марина Лошак о галерее «Проун», РБК daily, мая 2012)

Все новости >