История с "Плюсом"
Главный продюсер спортивных каналов "НТВ-Плюс" Дмитрий Чуковский встретился со студентами факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления и рассказал о ситуации со спортивными трансляциями, вспомнил московский финал Лиги чемпионов и не согласился с идеей Евгения Гинера о продаже тарелок за один доллар.
Когда в 1996 году принадлежащий Владимиру Гусинскому холдинг "Медиа-Мост" начал работать над созданием первого в России оператора спутникового телевидения, никто не воспринимал эту затею всерьез. Многие не понимали, за счет чего в стране сможет прижиться платное телевидение, но со временем стало ясно, что эта история вполне себе хорошо работает.
"Платное телевидение является альтернативой бесплатного, но не нужно думать, что руководство платного занимает категоричную позицию во всех вопросах, касающихся взаимоотношения с бесплатным", – рассказывает Дмитрий Чуковский. – "Мы всегда готовы идти на компромисс, и ситуация с показом матчей Лиги чемпионов, часть из которых можно увидеть на бесплатном канале "НТВ" – наглядное тому подтверждение".
С телевизионной точки зрения существует два вида соревнований – те, за трансляцию которых телевидение готово платить и те, которые показывают только за определенную плату. Практически все футбольные турниры относятся к первой категории, и расходы телевидения здесь связаны не только с покупкой прав, но и с организацией самой трансляции. Чтобы в приемлемом качестве снять рядовую игру российской премьер-лиги, нужно от 15 до 30 тысяч долларов, и эта сумма увеличивается пропорционально уровню матча.
"Во время московского финала Лиги чемпионов мы с телеканалом "Спорт" были хост-бродкастерами, а это значит, что организация трансляции полностью лежала на нас", – вспоминает Чуковский. – "Мы поняли, что имеющаяся техника не подходит для того, чтобы качество трансляции соответствовало установленным стандартам – соответственно, для решения этого вопроса пришлось привлекать дополнительные ресурсы. Затем мы решили пригласить в качестве консультантов британских телевизионщиков, но сразу же всплыла другая проблема – реагировать на указания режиссера на английском языке оказались способны только четыре наших оператора. Их мы отправили в Англию, чтобы они могли поработать на матчах премьер-лиги, набраться опыта. Но четыре оператора для такого матча – определенно мало, поэтому нам пришлось приглашать дополнительных специалистов из-за рубежа. В итоге организация трансляции финала Лиги чемпионов вылилась в очень серьезную сумму".
По словам Чуковского, "НТВ-Плюс" постоянно работает над повышением качества трансляций матчей премьер-лиги: из сезона в сезон внедряются новые технологии, происходит адаптация новых концепций показа. Если раньше были случаи, когда футбол снимали на четыре полупрофессиональных камеры, то сейчас на каждом стадионе установлено минимум восемь камер, которые позволяют качественно снимать футбол, иногда даже с самых неожиданных точек. Говоря об этом, главный продюсер спортивных каналов "НТВ-Плюс" вспоминает историю с трансляцией матча из Владивостока. Тогда оператор после окончания матча вышел на поле и стал снимать рукопожатия игроков, радость победившей команды, эмоции проигравших. Увидев это, охранник догнал оператора, избил его и сломал камеру.
"Что самое интересное, охранник оказался прав", – говорит Чуковский. – "Потому что тогда работа телевидения никак не регламентировалась, соответствующие правила попросту не были прописаны, и на поле могли находиться только непосредственные участники матча. Этот случай заставил нас сесть за стол и дотошно прописать права и обязанности телевизионщиков. За образец мы взяли правила, установленные в Германии, – там с этим полный порядок – и просто адаптировали их для нашей страны".
В последнее время активно обсуждалось заявление президента ЦСКА Евгения Гинера о том, что "НТВ-Плюс" нужно перейти на европейские принципы работы и продавать все необходимое оборудование за один доллар.
"На самом деле у нас существует немало альтернатив покупке оборудования", – рассказывает Дмитрий Чуковский. – "Как вариант – просто брать его в аренду. Но нет никаких предпосылок к тому, чтобы раздавать тарелки бесплатно, потому что у людей, которые платили за оборудование деньги, появятся к нам вопросы, и они будут вполне оправданными. Мы довольно долго не связывались ни с какими операторами и провайдерами, иначе могли бы потерять свою уникальность. Сейчас же мы считаем, что альтернативные способы распространения "НТВ-Плюс" приемлемы. Так что вариантов выхода из этой ситуации вполне достаточно".
На сегодняшний день у "НТВ-Плюс" 750 тысяч подписчиков. Сложно сказать, как будет увеличиваться этот показатель, но нельзя не отметить тот факт, что несколько лет назад после объявления о полном уходе трансляций российской премьер-лиги на спутниковые каналы, темпы роста продаж были несоизмеримы с нынешними. Впрочем, по оценкам "НТВ-Плюс", резкого скачка сейчас не произойдет, даже если об эксклюзивном праве на показ российского чемпионата все же будет объявлено. Люди помнят недавний прецедент и теперь займут выжидательную позицию.