Стрит-арт на продажу (ВИДЕО)
18 апреля на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA при поддержке Винзавод Просвет и Британского Совета состоялся мастер-класс галериста Стива Лазаридеса. Предлагаем Вашему вниманию видеозапись полной лекции Стива, а также материал портала СODE RED, написанный по ее итогам.
«Эта работы будет отлично выглядеть в раме», Бэнкси, 2010 г. Фото: My Modern MetСтив Ладаридес (Steve Lazarides) является одним из тех, кто пробили дорогу уличным художникам, которых до последнего времени в мире официального искусства никто не хотел воспринимать всерьез. С 1998-го по 2010-й годы он был агентом Бэнкси — самого известного уличного художника современности. Именно работа с ним позволила Стиву войти в мир искусства и стать успешным предпринимателем. Однако на заре их сотрудничества никто и представить себе не мог, какой оглушительный успех их ждет. 18-го апреля Стив Лазаридес выступил в Москве в рамках серии открытых лекций на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA и рассказал об уличном искусстве, работе с Бэнкси и другими художниками и тенденциях развития современного искусства.
Фото: © Ларс Фассинджер
«У меня была не одна хреновая работа. И то, чем я занимаюсь сейчас, — лучшее из всего того, что я когда-либо делал.»
Уличное искусство в галереях
Сейчас Стиву Лазаридесу сорок два года, он — владелец успешных выставочных площадок Lazarides и The Outsiders, на которых проходит до пятидесяти выставок в год. Он представляет таких известных художников, как: Джей Ар (JR), Вилс (Vhils), Блю (Blu), Дэвид Чо (David Cho), Дэн Витц (Dan Witz), Марк Дженкинс (Mark Jenkins), Мод Ту (Mode 2), Рон Инглиш (Ron English), Тодд Джеймс (Todd James), Зевс (Zevs), Спэйс Инвейдер (Space Invader), коллектив Faile, Конор Харингтон (Conor Harrington), Энтони Листер (Anthony Lister) и другие.
Вилс в галерее Lazarides Спэйс Инвейдер в галерее Lazarides
По словам Стива, большинство западных галерей, которые сегодня выставляют работы уличных художников, например, Jonathan LeVine Galley в Нью-Йорке, были открыты людьми, непосредственно связанными со стрит-артом. Он также выделил Джеффри Дэйча (Jeffrey Deitch), как одного из тех, кто в 1980-х первым заметил Кита Харинга и до сих пор продолжает внимательно следить за развитием уличного искусства. «Если я на кого-то и равняюсь, то — на него», — сказал Лазаридес в одном из интервью.
Галерея Lazarides Rathbone до открытия, 2009 г. Фото: Fad
Английского галериста часто спрашивают, не мешает ли коммерческий успех популярности уличных художников и положительному общественному мнению о них. По словам Лазаридеса, нет ничего зазорного в том, что художники зарабатывают на продаже своих работ — ведь они не богачи и ни у кого из них нет спонсоров: то есть среди художников нет состоятельных людей, которые могли бы безвозмездно заниматься творчеством на улицах.
Работа дуэта Faile, которые сотрудничают с Лазаридесом. Фото: Delight Full
Стив считает, что стрит-арт — искусство для масс, так как оно понятно всем слоям населения. Именно поэтому, по его мнению, работы Бэнкси пользуются такой популярностью. Англичанин считает, что, где бы сейчас ни провели крупную выставку уличного искусства, она соберет минимум двадцать-тридцать тысяч человек. Это свидетельствует о том, что любовь обычных людей — залог успеха стрит-арта.
Открытие выставки Eurotrash, организованной Лазаридесом в 2010-м году в Лос-Анджелесе. Фото: © Hi FructoseПо словам Стива, стоимость работ Бэнкси за десять лет выросла с 50-150 фунтов до 80 000-150 000 фунтов за оригинал. При этом основной рост цен спровоцировал вторичный рынок. Он пояснил, что галерея специально не повышала цены на работы, хотя все знали, что сразу после продажи, ее перепродадут в разы дороже. «Мы так стимулировали рынок», — говорит Лазаридес. До 2007-го года вокруг стрит-арта царила атмосфера золотой лихорадки, но и после обвала рынка и кризиса 2008-го года галереи продолжают с успехом продавать работы уличных художников.
История сотрудничества с Бэнкси
Изображение: Pure Graffiti
В 1990-е годы Стив Лазаридес был диджеем и фотографом. Именно на почве фотографии в родном Бристоле он и познакомился с Бэнкси на заре его карьеры. Стив снимал работы будущей звезды уличного искусства, быстро нашел с ним общий язык и через некоторое время предложил продавать репродукции, а затем и оригиналы работ Бэнкси. По словам Лазаридеса, у них с художником были схожие интересы, и, возможно, именно это способствовало их плотному общению. Тогда им и в голову не могло прийти, чем обернется их дружба и сотрудничество. Первыми покупателями произведений Бэнкси были общие друзья и знакомые. Однако через какое-то время популярность анонимного уличного художника достигла критической точки, и его работы заинтересовали знаменитого английского художника Дэмиена Хёрста (Damien Hirst) и известных коллекционеров. Хёрст несколько раз пытался дозвониться Стиву, но тот думал, что его разыгрывают. В итоге Хёрст некоторое время даже снимал Бэнкси студию, и это, скорее всего, способствовало росту популярности уличного художника.
Бэнкси в 1990-е. Фото: © Стив Лазаридес
Поняв, что на стрит-арт появился стабильный спрос, Стив с коллегами открыл сайт и начал продавать репродукции, а в 2005-м году открыл галерею. Идея состояла в том, чтобы продавать произведения, доступные по цене простым людям. Интересно, что у Стива не было ни особых связей, ни опыта работы в мире искусства. «Мы просто старались действовать логично», — говорит англичанин. Сейчас бизнес Лазаридеса разросся до трех выставочных пространств — двух в Лондоне и одного в Нью-Касле — и печатной мастерской, а штат сотрудников насчитывает около сорока человек.
Репродукции работ Бэнкси«Если будешь просить разрешение, тебе откажут. А если сделать без спросу, потом всегда можно извиниться.»
В ходе своего выступления в Москве Стив рассказал об организации громких выставок Бэнкси: примечательно, что их проводили на собственные деньги. Это были скорее представления, целью которых было развлечь публику и представить такие работы, о которых никто и подумать не мог. Так, например, для одного мероприятия в Лондоне Бэнкси попросил Лазаридеса найти двести живых крыс: они бегали по выставочному пространству, а у посетителей, выстроившихся в очередь, брали подписку о том, что они заходят в галерею на свой страх и риск.
Одной из ключевых выставок Бэнкси, которую организовывал Лазаридис, стала экспозиция Barely Legal в Лос-Анджелесе в 2006-м году. Выставку посетило около 60 000 человек, все работы английского художника купили голливудские знаменитости, а организаторы и сам Бэнкси заработали миллионы.
Часть экспозиции с живыми крысами
Выставка «Едва ли законно» (Barely Legal) в Лос-Анджелесе, 2006 г.
По словам галериста, все уличные инсталляции Бэнкси были сделаны без официального разрешения. «Если будешь просить разрешение, тебе откажут. А если сделать без спросу, потом всегда можно извиниться», — говорит Лазаридис. — К тому же владельцы зданий практически всегда готовы простить вам рисование за репродукцию работы Бэнкси.»
«Хорошего образа в глазах общественности не существует», работа по заказу Бэнкси. Фото: © Colossal MediaИнтересно, что анонимность Бэнкси, по словам Стива, никогда не задумывалась как способ привлечь внимание, а была результатом паранойи художника, которому не нравилось излишнее внимание. В результате же эта анонимность стала беспроигрышным маркетинговым ходом, который постоянно подогревает интерес к личности художника и к его работам. Лазаридис рассказал, что Бэнкси трижды менял имя, чтобы его не рассекретили.
Работа Бэнкси с использованием графики Кита Харинга. Фото: BlogspotСтив Лазаридес был агентом Бэнкси на протяжении двенадцати лет. За это время они организовали не один десяток успешных выставок и мероприятий, прославились и заработали миллионы. И хотя расстаться им было нелегко, по словам Стива, с тех пор у него больше времени и возможностей, чтобы работать с другими не менее стоящими художниками. Интересно, что в 2009-м году Лазаридес вместе с Бэнкси открыли фирму под названием Pest Control, которая занимается экспертизой подлинности работ английской звезды стрит-арта.
Принципы работы галерей
Галерея Lazarides в Лондоне. Фото: © Ян КоксСтив рассказал, что в отличие от «высоколобых» галерей, в которые нельзя просто зайти посмотреть работы, потому что там не рады небогатым посетителям, выставочные пространства Лазаридеса открыты для всех, и в них царит дружелюбная атмосфера. Что касается сотрудников галерей, то англичанин старается брать на работу людей, которые легко находят общий язык как с обычными посетителями, так и с клиентами, и не давят на них интеллектом и глубокими познаниями из области искусства.
Галерея The Outsiders в Лондоне. Фото: Blogspot«Важно найти хорошее место по хорошей цене.»
По словам англичанина, успех галереи во многом определяется правильным выбором места. Оно должно находиться в районе, до которого удобно добираться, а арендная плата не должна быть слишком высокой, так как это — основная статья расходов. Лазаридес говорит, что иногда лучше сделать выставку из десяти работ вместо пятидесяти: «Не всегда найдутся покупатели на пятьдесят работ, а вот десять работ купят с бóльшей вероятностью». По мнению Стива, эпоха Дэмиена Хёрста и Джефа Кунса, которые поставили процесс создания своих произведений на конвейер, проходит, потому что коллекционеры хотят приобретать работы, созданные самим художником — ведь они имеют б?льшую ценность.
Открытие выставки Конора Харрингтона, 2012 г. Фото: Arrested MotionОткрытия выставок в галереях Лазаридеса обычно проходят очень людно. Организаторы стараются развлечь публику, и им не важно, что на открытия приходят и обычные люди, и знаменитости, и постоянные клиенты галереи. Однако со временем стало понятно, что на открытиях работы практически не продаются, поэтому Стив с коллегами решил проводить два мероприятия. За пару дней до официального открытия проходит показ экспозиции для сорока-пятидесяти постоянных клиентов: так галерея демонстрирует особое отношение к коллекционерам и стимулирует их интерес. После этого проходит шумное открытие для всех желающих.
Печатная мастерская
Репродукция работы Конора Харрингтона, тираж которой продался за две минуты. Фото: Design CollectorКогда в галерее Лазаридеса проходит выставка какого-то художника, то, помимо оригиналов, на продажу выставляют репродукции работ. Их создают в печатной мастерской галериста и продают по доступной цене, чтобы их могли себе позволить купить обычные люди. Цена репродукции колеблется от 75 до 300 фунтов. Для молодых художников — это неплохой способ заработать на своем творчестве, так как в начале карьеры оригиналы практически не покупают, а не очень обеспеченные люди могут приобрести понравившуюся работу.
Фото: © S.ButterflyСейчас в печатной мастерской Лазаридеса работает семь сотрудников. Этот сегмент бизнеса Стива вырос за последнее время на 150%. Клиентская база почтовой рассылки его галерей составляет около двадцати пяти тысяч человек, и после уведомления о том, что на продажу выставляются новые оригиналы или репродукции, их раскупают за считанные часы. Например, вот эту репродукцию работы Конора Харрингтона в количестве сорока пяти штук продали через Интернет ночью за две минуты.
Репродукция работы Мод Ту Репродукция работы Романа Минина Репродукция работы Мисс ВанНа сайте Pictures On Walls, который принадлежит Лазаридесу, представлены работы многих известных уличных художников, которые можно приобрести по доступной цене с доставкой по всему миру. Среди них есть даже известная работа украинского художника Романа Минина.
Работа с художниками
Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMA«Если вы ничего не продали, художник считает, что вы его обманули. Если вы продали все, художник думает, что вы на нем нажились.»
Благодаря богатому опыту Лазаридес может смотреть на работу галери как с точки зрения художника, так и с точки зрения владельца, и это очень ему помогает. Интересно, что, по мнению Стива, художник всегда будет считать галериста врагом. «Если вы ничего не продали, художник считает, что вы его обманули. Если вы продали все, художник думает, что вы на нем нажились», — сказал он во время выступления в Москве.
Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMAСтив в основном сотрудничает с художниками от двадцати пяти до сорока лет. По его словам, чтобы автор набрал достаточный уровень для успешного сотрудничества с галереей, требуется около пяти лет, то есть все это время галерея инвестирует средства в творчество художника.
Стив Лазаридес на лекции в Москве. Фото предоставлено RMA
В галереях Лазаридеса представлено несколько десятков художников, примерно десять из которых сотрудничают только с ним, интересы еще десяти известных художников он представляет на территории Великобритании, около двадцати авторов выставляются на экспериментальной основе, а примерно двадцать пять работают с Лазаридесом в рамках продажи репродукций.
О новых талантах Стив узнает от других художников или из писем, которые приходят в галерею. Вообще, Интернет, с одной стороны, очень помогает рекламировать художников, но, с другой, добавляет галереям работы, так как нужно предлагать авторам больше возможностей продать работы, чем если бы они работали без посредничества галереи.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ ИНТЕРВЬЮ СО СТИВОМ ЛАЗАРИДЕСОМ НА САЙТЕ CODE RED