Приглашаем на лекцию Елены Селиной
О галерее: XL Галерея существует уже 19 лет как небольшое частное выставочное пространство, основателем и куратором которого является Елена Селина. За это время было проведено около 200 выставок. Преимущественно галерея работает с русским современным искусством, представленным художниками и творческими группами из Москвы, Санкт-Петербурга, Вены, Праги, Нью-Йорка, Брюсселя и др. (с полным списком можно ознакомиться на сайте). XL Галерея сотрудничает с ведущими российскими музеями: Третьяковской галереей, Московским музеем современного искусства (ММСИ) и Русским музеем. Галерея делала совместный с ММСИ проект «Москва актуальная», в рамках которого прошли ретроспективные выставки Айдан Салаховой, Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Олега Кулика, Алексея Шульгина, Аристарха Чернышева, Владислава Ефимова. Принимает участие в таких престижных ярмарках как Art Basel в Базеле (Швейцария), Art Basel Miami Beach (Майями Бич, США), Frieze (Лондон, Великобритания), FIAC (Париж, Франция), а также выступает организатором выставок русского искусства за рубежом.
В рамках занятия Елена Селина рассказала о практике галерейного бизнеса в 90-е и 2000-е гг., двух типах организации галерейной деятельности, а также поделилась личным опытом взаимодействия с художниками. Ниже приводим избранные фрагменты ее лекции.
«Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что существуют две отличные друг от друга стратегии организации галерейной деятельности. Есть галереи, заточенные на продажи, когда выставка – это показ работ, которые галерист хочет продать. Второй тип – галерея имиджевая, когда на стенах висят работы, представляющие собой высказывание, жест художника, а продается то, что находится в запасниках. И тот и другой путь хорош, но для себя я выбрала второй. Для меня галерея – это три важных точки: свобода, интерес и вовлеченность в контекст, а самое неинтересное – зарабатывание денег.
Второй важный пункт, который надо понимать – галереи не появились сами по себе. Сначала были художники. А затем появились галереи, которые подхватили их деятельность. Поэтому ключ к пониманию практики галерейного бизнеса 90-х годов кроется в том, что галеристы и дилеры старались угнаться за художниками, которые в конце 80-х вышли из «подполья», – начала свою лекцию Елена Селина.
Елена окончила исторический факультет МГУ отделение истории и теории искусства. Специалист по авангарду. Начала свою карьеру с работы в 1986-1990 годах искусствоведом отдела передвижных выставок ВНПО СХ СССР.
«Когда современное искусство вдруг стало выходить на поверхность, я попала на одну из первых выставок. Помню, что встретила там художника Альберта, который оживленно рассказывал собравшимся что-то про искусство. Работавшая в это время в основном только с официальным искусством, я была поражена тем, что художник может знать больше меня, искусствоведа, что у него есть текст за тем, что он делает. Тогда возникло непреодолимое желание понять и изучить это искусство. И вскоре возникла параллельная жизнь: современное искусство стало набирать обороты, а вся художественная жизнь проходила вокруг галерей».
С 1991 до конца 1993 года Елена работает куратором в L Галерее. В 1991 году вместе с Еленой Романовой выступает куратором выставки «Новеченто». В 1992 работает над кураторскими проектами с участием художников и литераторов В. Захарова, И. Макаревича, Е. Елагиной, Н. Алексеева, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, В. Сорокина, К. Звездочетова, Д. Филиппова, И. Чуйкова, В. Скерсиса.
В 1993 году Елена покидает галерею L и открывает собственную XL Галерею, которая в 2007 году переезжает на территорию «Винзавода».
«Все мы, первые галеристы, были идеалистами с развитой интуицией, а, в моем случае, еще и с постоянным желанием пойти другим путем. Для нас была первична идея, мы думали про посыл. Поэтому, в 1993-м, когда открылась XL, галерейная жизнь была развита настолько, что нам пришлось искать свою нишу. На Москву тогда надвигалась проблема телесности, и мы сделали выставку, предвещающую этот тренд. И вот с тех пор наша цель заключается в том, чтобы предсказывать и провоцировать развитие новых направлений в современном искусстве. В 90-е через мою галерею прошли почти все художники Москвы. А я сама больше понимала ее как журнал: практически каждая наша выставка сопровождалась каталогом или буклетом с моим текстом, рецензией приглашенного арт-критика и художника. Для меня была важна драматургия показа. Это был увлекательный, но требующий больших сил, опыт».
В начале 2000-х в России начинает зарождаться арт-рынок, толчком к чему послужили три фактора. Российские галереи начали принимать участие в зарубежных выставках, что способствовало росту интереса к данному сегменту. Люди, раньше покупавшие антиквариат, начинают приобретать современное искусство. И наконец, появляются новые галереи, нацеленные на продажи.
«Моду на современное искусство в Москве ввела Айдан. Ей удалось доказать коллекционерам, что покупать современное искусство выгоднее и безопаснее, чем антиквариат или живопись, которые в то время сплошь и рядом подделывались. Начал расти интерес – начал расти рынок. Люди стали больше зарабатывать и могли позволить себе купить искусство. Однако тогда же возникла проблема – не все современное искусство адаптировано под покупку. Конечно, сначала покупались картины, так как они были наиболее понятны коллекционерам. Благодаря «картинным» художникам галереи получили возможность развиваться. Популярными и коммерческими стали те, кто мог развиваться в понятных для рынка техниках, к примеру, работы Виноградова и Дубосарского. На Арт-Москве Ирина Слуцкер приобрела на стенде нашей галереи одно из их ранних полотен «На пленере», на котором изображен Сталоне, рисующий позирующего Шварценеггера в кругу детей. Эту картину она повесила в одном из своих фитнес-центров World Class, и все тут же бросились покупать Виноградова и Дубосарского.
Кончено, были и отрицательные стороны, когда появился рынок, каждый художник так или иначе стал связан с определенной галереей. В то же время галереи теперь должны были иметь постоянный пул художников и работать только с ними. Это был удар для меня. Поэтому я постепенно начала избавляться от коммерческих художников, менять пул, переходить к среднему поколению и молодому.
Что касается настоящего времени, то, как мне кажется, очень хорошо, когда галерей занимается красивая девушка, умеющая общаться с клиентами, поддерживать светский образ жизни и продавать искусство. Если же вы хотите галерею как у меня, где важны высказывания, то вы должны быть готовы к рискам и сложностям. В конце концов, галерея – это лицо человека, который ее делает. А галерейная деятельность – это деятельность для индивидуалистов. Каждый 5 лет меняешься ты – каждые 5 лет меняется твоя галерея».