Новости
Выбор факультета
24 мая 2013

«Основная идея, которую мы продвигаем – семейное посещение футбола»

«Чемпионат» публикует интервью руководителя департамента маркетинга и коммуникаций футбольного клуба «Шахтер» (Донецк) Юрия Свиридова. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Чемпионат Украины принято считать турниром двух команд. Ощущаете ли, что это ограничивает развитие клуба – меньше внимание зарубежной аудитории, меньше топ-матчей?

Сейчас уже нельзя так говорить, ситуация меняется. Появились "Днепр", "Металлист", причём харьковчане заняли второе место, что говорит о многом. Думаю, то место, которое занимает украинская премьер-лига в рейтинге УЕФА, отражает реальное положение дел. Мы во второй пятёрке топ-чемпионатов. И с точки зрения маркетинга сдерживающим фактором развития является не низкий уровень лиги, а невысокая платёжеспособность болельщиков. Приобретение билетов, атрибутики, заинтересованность рекламодателей – всё это зависит от экономической ситуации в стране в целом. Но при этом проблем с посещаемостью "Шахтёр" не испытывает – даже на проходных матчах стадион заполняется минимум наполовину. Это частный случай, привлечь болельщиков на стадион реально. В этом сезоне у нас средняя домашняя посещаемость – 41 тысяча зрителей, по этому показателю мы входим в двадцатку лучших клубов Европы. В прошлом году было 37 тысяч.

За счёт чего удаётся собирать так много зрителей на "Донбасс Арене"?

Тут и фактор нового современного стадиона, одного из лучших в Европе, и великолепные результаты команды, и работа с болельщиками. Но коммерческие доходы зависят еще и от телетрансляций… Да, их популярность как раз невысока. Скажем, матчи "Шахтёра" и киевского "Динамо" смотрит 2 миллиона человек, а за "класико" в Испании следят 12 миллионов. А население Украины и Испании количественно одинаковое. Вот в этом направлении предстоит много работать.

Предполагалось, что повышению популярности футбола на Украине поспособствует чемпионат Европы. Дал ли он какой-то эффект?

Появились новые стадионы – это большой плюс. Сейчас современных арен уже шесть. Повысилась посещаемость – и у нас, и у лиги в целом, установлен новый рекорд. Кроме того, на Евро мы позаимствовали какие-то маркетинговые идеи, в первую очередь, по предматчевым развлечениям болельщиков.

Но телевизионные рейтинги по-прежнему низкие?

По телерейтингам наш футбол не может конкурировать с популярными шоу, сериалами. Поэтому не приходится рассчитывать, что каналы будут уделять много внимания футболу, платить за него большие деньги, которые позволили бы клубам частично покрывать затратную часть бюджета.

При этом, насколько я понимаю, продажа билетов даже с учётом посещаемости, тоже не самая прибыльная статья, ведь они очень дешёвые по европейским меркам?

Билеты стоят € 2-3, причём это стоимость практически 80% мест на "Донбасс Арене". Если сравнить с топ-чемпионатами, то даже в самой дешёвой по части футбола Германии он в среднем стоят € 20-25. Соответственно низкие цены являются сдерживающим фактором для монетизации нашей высокой посещаемости.

Повышать цены "Шахтёр" не может, чтобы не терять в количестве зрителей?

Совершенно верно. И мы не можем забывать, что высокие цены просто не потянут наши болельщики.

Расценки на матчи Лиги чемпионов несколько выше?

Только для сильных соперников, из первой корзины, например. То есть на "Челси" билеты в два с половиной раза дороже были, чем обычные. А на "Норшелланн" — на 50% выше, чем игры чемпионат страны.

Времена, когда маркетинговая политика "Шахтёра" строилась во много на антагонизме с киевским "Динамо", позади?

Мы этот этап прошли. Появились новые клубы, усилилась конкуренция. Какой сейчас маркетинговой стратегии придерживается "Шахтёр"? В последнее время мы изменили её, теперь основная идея, которую мы продвигаем, — семейное посещение стадиона. Считаем, что это единственно верное решение. Мы ушли от подхода к футболу как к чисто мужскому виду спорта. Рост посещаемости обусловлен отчасти именно этим.

А какова вместимость семейного сектора на "Донбасс Арене"?

1800 мест. Но сейчас у нас весь стадион семейный – 52 тысячи. То есть мы стараемся сделать так, чтобы на любые места можно было прийти с семьёй, с детьми, и получить удовольствие. Это касается и комфорта, и развлечений, и безопасности, и питания как ключевых моментов концепции семейного посещения стадиона.

Означает ли это, что "Шахтёру" удалось решить проблему мата и других негативных явлений на стадионе?

Концепция семейного стадиона подразумевает наше неприятие таких явлений. И мы постоянно ведём диалог с нашими ультрас, находим с их стороны понимание. Но случаются, конечно, прецеденты, и в единичных случаях мы временно запрещаем нарушителям посещение "Донбасс Арены". Это отличная профилактическая мера.

Вы привлекаете семейных болельщиков каким-то специальными программами? Существуют ли детские фан-клубы?

У нас есть клуб "Оранжевые шнурки", созданный два года назад, который работает с самыми юными поклонниками клуба – до 12 лет. Организовываются встречи с игроками, тренировки, через которые стараемся подогревать интерес к футболу. На матчах работают аниматоры, можно оставить детей на игровых площадках. Естественно, на билеты для детей предоставляется скидка.

Какие-нибудь специальные программы лояльности?

Да, для постоянных посетителей "Донбасс Арены". При покупке абонементов на протяжении пяти лет – а в этом году стадион как раз отпразднует пятилетие – болельщики получают право на размещение персональной таблички на своём сиденье. У нас есть уже более четырех тысяч таких фанатов. В последнее время ассортимент атрибутики для детей и девушек значительно расширился. Да, это ведь тоже маркетинговый инструмент – мы хотим, чтобы как можно больше детей в Донецке и других городах носили именно футболки "Шахтёра". И чем больше юных болельщиков, семейных пар на стадионе, тем больше и спрос на такую продукцию.

Читать дальше…

Все новости >