Новости
Выбор факультета
08 апреля 2015

Приглашаем на выездное занятие в кафе-клуб «Рибамбель» (ВИДЕО)

Сегодня, 8 апреля, у слушателей группы «Р-28», обучающихся на факультете «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии», состоится выездное занятие в клуб-ресторан «Рибамбель» (Ботанический пер., д.5 , «Аптекарский огород», Ботанический сад МГУ). Лекцию на тему «Открытие и управление успешным рестораном для детей и взрослых на примере семейного ресторана-клуба "Рибамбель"» для них прочитает создательница заведения Ойгуль Мусаханова. Начало занятия в 19.00. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью Юлии и Ойгуль, которое они дали журналу Forbes в октябре 2014 года.

Как открыть детский клуб: личный опыт основательниц сети Ribambelle

Партнеры и основатели сети семейных клубов Ribambelle Ойгуль Мусаханова и Юлия Федоришина рассказывают, к чему нужно готовиться тем, кто планирует запустить детский стартап. Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова начинали карьеру в PricewaterhouseCoopers в начале 2000-х годов. Ойгуль работала в отделе сопровождения сделок с капиталом, а Юлия — в отделе реструктуризации бизнеса. Но познакомились они гораздо позже, когда после появления детей решили оставить офисную работу и начать свое дело.

«На любимой прежде работе возникло ощущение, что все как-то не так, что я чем-то не тем занимаюсь», — вспоминает Юлия. Тогда Федоришина поступила в Insead: «Обучение дало мне невероятный стимул и веру в себя. Я вернулась в Россию с твердым убеждением, что хочу свой бизнес и хочу делать его именно с партнером».

На первом курсе бизнес-школы профессор по теории предпринимательства рассказывал, что нужно для запуска успешного бизнеса. Первое — нужно ходить и смотреть, чего тебе не хватает самому. Потом, определившись с идеей, необходимо ходить и ко всем с этой идеей приставать – никаких секретов, нужно обязательно делиться своей идеей и собирать информацию и мнения. Как ее лучше видоизменить, что есть похожего на рынке.

Юлия тоже сделала список самых разных идей и начала его прорабатывать, параллельно занимаясь поисками партнера.

В этот момент Ойгуль Мусаханова тоже вернулась из второго декретного отпуска в офис, поработала два месяца и поняла, что надо что-то менять. «Я думала о том, что работаю над табличками, перевожу их в красивую презентацию, которая вряд ли принесет кому-то пользу. У меня нет никакого развития, а дети проводят все время с няней». И вспоминает случай, как два месяца готовила отчет по компании, засиживалась на работе до ночи, не пошла на концерт любимой группы и не могла поехать с детьми в отпуск. На самой сделке на третьем пункте отчета клиент сказал: «В принципе мы обо всем договорились». «Тут с моих глаз будто пелена спала, — рассказывает Ойгуль. — Я поняла, что не готова тратить свою жизнь на бумажки, которые никому не нужны».

  

Партнерские отношения

Найти партнера оказалось непросто. Все, кого Юлия пыталась завлечь своей идеей, боялись потерять офисную стабильность. И когда они наконец встретились с Ойгуль, то поняли, что их настроения и взгляды на бизнес совпадают.

«Нам повезло, мы интуитивно друг друга подобрали. Многие наши знакомые бизнесмены рассказывают, что успешное партнерство – большая редкость. Что все ругаются либо сразу, либо когда появляется прибыль и возникают разногласия, что делать с деньгами дальше. Тратить, хранить или вкладывать в дальнейшее развитие. Проблема начинается, когда один человек хочет инвестировать в бизнес, масштабировать его, а второй хочет забрать заработанное и на Мальдивы уехать», — смеется Ойгуль.

Юлия добавляет: «У нас, как у партнеров, есть основное правило. Кто первым обнаружил проблему, тот ее и решает. Ойгуль очень творческая и фонтанирует бесконечно идеями, а мои сильные качества в нашем партнерстве – структурированность и умение идти к цели, не отвлекаясь ни на что».

Партнеры нашли друг друга, но не концепцию будущего бизнеса. В списке потенциальных идей для стартапа у Федоришиной было много разных вариантов: несколько интернет-проектов и всего один детский. Ойгуль же сразу стала разрабатывать детское направление. Будучи молодыми мамами, они уже успели хорошо исследовать рынок на собственном опыте. Девушки поняли, что в Москве, при всем богатстве выбора, не хватает хороших мест для мам с детьми. Юлия объясняет: «Мы хотели сделать место, чтобы ребенок был занят не айпадом и гаджетами, а чем-то творческим и развивающим эмоциональный интеллект. Но в то же время в клубе нашей мечты должно было быть комфортно взрослым и без детей».

Девушки составили свои списки требований к детским клубам и начали адаптировать их в бизнес-модель, проверять их рентабельность.

Сначала планировали открыть и клуб, и салон красоты, и фитнес-центр, и игровую площадку, и даже балетную школу. После изучения вопроса пришлось «отрезать» салон красоты, потому что на деле оказалось, что еда и маникюр в одном месте не гигиенично.

С финансовой точки зрения общепит оказался выгоднее салона.

Изначальная смета выросла в три раза. Партнеры пытались привлечь инвестиции, но так как за плечами у девушек не было никакого бизнес-опыта, найти инвестора не получилось. Кредиты смущали Ойгуль и Юлию высокими процентами, к тому же у начинающих предпринимательниц не было убедительной истории cash flow. В итоге партнеры вложились поровну собственными накоплениями.

Год за два

1 сентября 2012 года девушки организовали первую встречу, посвященную совместному проекту, а 6 сентября 2013 года они уже открыли первый клуб Ribambelle. Кстати, название появилось быстро. Юлия привезла слово «ribambelle» из Франции, оно означает «гурьба, множество, орава», причем зачастую применительно как раз к детям. Свою оперативность они объясняют тем, что кроме того что Юлия стремилась успеть не растерять запал, полученный в Insead, для нее было принципиально капитализировать свои вложения в обучение: сильная мотивация заставляла ставить четкие дедлайны, в которые партнеры в итоге уложились.

Достаточно быстро нашлось помещение в торговом центре «Времена года». Его владельцы легко согласились отдать место семейному клубу с предполагаемым трафиком сто восемьдесят человек в день. В тот момент к тому же собственники пытались позиционировать «Времена года» как семейный центр и поэтому предложили значительную скидку на аренду. Контракт был заключен, на ремонт дали три с половиной месяца, однако Юлия и Ойгуль не подозревали, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Нужно было проводить вентиляцию, кондиционирование, канализацию. Обращаясь за помощью к техническим специалистам, например к вентиляционщикам, девушки не подозревали, что те будут завышать показатели в смете в три раза только для того, чтобы продать дилетантам больше дорогого оборудования.

«Начали вникать во все детали сами, интересоваться, а надо ли это в плане, а зачем это. Лазали на крышу к другим ресторанам, смотрели, у кого какое вентиляционное оборудование стоит», — рассказывает Юлия.

Пришлось семь раз сходить к пожарным для согласования плана. Полученную от пожарных финальную смету в 2 млн рублей девушки смогли сократить ровно вдвое.

«В общем, в работе мы столкнулись с огромным количеством «профессионалов», которые оказались не очень профессиональны. Поэтому нам пришлось абсолютно во все вникнуть самим и принимать окончательные решения самостоятельно. Теперь мы одинаково уверенно чувствуем себя в вопросах вентиляции, пожарных систем, а главное – умеем утвердить это все в нужных инстанциях», — с улыбкой говорит Федоришина.

Параллельно с решением всех инфраструктурных проблем девушки закупали мебель, посуду и приятные мелочи, то есть делали «девичью работу», о которой прежде всего думали, мечтая о собственном бизнесе.

Проверка открытием

На инфраструктуру ушло много дополнительных средств: например, пришлось делать массу коммуникаций под кухню. Не имея никакого ресторанного опыта, девушки ходили с вопросами ко всем знакомым рестораторам. «Нам все знакомые из детской сферы говорили: «Вы с ума сошли, с рестораном связываться?» А рестораторы удивлялись: «Вы собираетесь такую большую площадь отдать под игровую зону? Это нецелесообразно! Поставьте везде столики, и будет у вас каждый квадратный метр работать», — рассказывает Юлия. В первоначальном проекте девушки рассчитывали на помещение 400 метров, а в итоге найденное помещение оказалось 800 метров и поэтому к первоначальному замыслу удалось добавить отдельные комнаты для праздников и разместить в общей сложности 120 посадочных мест. «Приходилось быстро корректировать многое в концепции уже в процессе – такая гибкость и скорость реакции для стартапа очень важны. Нужно сразу понимать, что вряд ли задуманное на бумаге полностью воплотится в реальности», — советует Федоришина.

По словам создательниц Ribambelle, для открытия подобного семейного клуба-ресторана в Москве площадью 800 метров понадобится €700 000.

Учитывая, что сами владельцы будут заниматься закупкой оборудования, вникать во все детали, задавать правильные вопросы. Это позволит сэкономить приличную сумму на оборудовании и не покупать самое дорогое.

Читать далее…

Все новости >