Новости
Выбор факультета
02 июля 2013

Пока горит Свеча (ФОТО)

Пару лет назад, едва вступив в должность координатора детско-юношеской школы футбольного ЦСКА, специально выписанный из «Бока Хуниорс» Андрес Лиллини, рассуждал на тему открывшихся его взору национальных различий и особенностей. Говорил буквально следующее: «В Аргентине мальчишка получает мяч и начинает тренироваться с одной целью  заиграть в премьер-лиге и уехать в Европу. Здесь такой ментальности нет. Здесь только годам к 16 парень начинает думать, заниматься ли ему дальше серьезно футболом, или нет. В Аргентине все раздумья заканчиваются лет в семь. В этом возрасте у мальчишек уже есть цель, есть красная тряпка. А получится-не получится: это другой вопрос. В Аргентине дети характернее, потому что там очень здорово отлажена внутренняя соревновательная система. Там мясорубка, там жерло, через которое пытаются пройти все молодые игроки. И если они все это проходят, они точно дойдут до большого футбола. Здесь большие расстояния, мало игр. Там мальчишки играют друг с другом, с другими клубами, районами, регионами. Там 63 матча каждая возрастная группа играет за год, не считая игр за сборную. В России тридцать игр, ну – сорок в лучшем случае. Каждый матч - это ступенька наверх. Какими бы ни были тренировки, игра  это показатель, это скачок. То, что ты отработал на неделе, должен закрепить в матче и пойти дальше. Вот эта система в Аргентине отлажена годами, до мелочей».

Послушать, почитать об этом было интересно. Увидеть, как оно на самом деле все устроено – интересно вдвойне. И мы – таки это увидели. Прямо там, в Аргентине, на тренировочной базе Академии «Бока Хуниорс» La Candela (Cвеча), где нас со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» встречал ее директор Диего Соньора, более известный как «Чиче».


Диего «Чиче» Соньора: «Если ты не заиграл во взрослый футбол, какая разница, что ты выиграл в детском?!»



Диего "Чиче" Соньора защитником сыграл за "Боку" семь сезонов. Сейчас он возглавляет клубную Академию, которую и сам когда-то закончил


Сколько детей занимается в академии «Боки»? Каковы условия тренировок, режим дня? Имеется ли интернат?

На данный момент в наших детско–юношеских командах занимаются 350 человек в возрасте от 7 до 21 года, 60 игроков живут здесь на постоянной основе – это я говорю о подростках, приехавших к нам из регионов, достаточно отдаленных от Буэнос-Айреса: они могут оставаться здесь, начиная с 14 лет, в более раннем возрасте надолго разлучать детей с родителями аргентинские законы не позволяют.

Что касается режима тренировок: тренировки у детско-юношеских команд проходят шесть раз в неделю, утром или вечером, в зависимости от того, когда дети идут в школу; быть игроком нашей академии и не учится – такое даже представить себе невозможно, это – наша ответственность, ведь мы прекрасно понимаем, что не все наши дети станут профессиональными футболистами, и им в жизни придется зарабатывать себе на хлеб чем-то другим.



Тренировочные поля Академии "Бока Хуниорс" на базе La Candela


По поводу условий: у нас тут на базе есть четыре полноразмерных поля, три натуральных и одно искусственное. Плюс есть несколько площадок – для отработки игры на ограниченном пространстве, для тренировок вратарей, есть вообще все необходимое: раздевалки, тренажерный зал, медицинские кабинеты, столовая, жилые помещения, и так далее…

Возможно, нам не помешала бы еще пара полей, но в общем – и тех, что есть хватает, тем более, что здесь, именно на этой базе, сейчас тренируются только команды Академии. Раньше, начиная с 40-х годов, когда «Бока» купила эту землю, до 1996 года, тут же занималась и первая команда, и вторая, но с тех пор они переехали: их тренировочные поля теперь в другом месте, здесь неподалеку.



База La Candela. Площадка для тренировок вратарей 



База La Candela, крытое искусственное поле для занятий в плохую погоду 


Мы обратили внимание на то, что ваши поля, скажем так, совсем не идеального качества. Это следствие финансовых проблем клуба?

Ни в коем случае. В Академию в год вкладывается 15 миллионов песо, это 3-3,5 миллиона долларов. Это вполне нормальная сумма, даже по европейским меркам. А что касается полей, то вы не видели, что здесь были за поля в мое время, когда здесь занималось мое поколение: вот это действительно было не идеальное качество, и это еще мягко сказано. А вообще мы считаем, что молодые игроки вовсе не должны воспитываться в тепличных условиях: они должны быть готовы к реальной футбольной жизни, а в реальной футбольной жизни всякое может случиться, в том числе и неважные поля.



Тренажерный зал на базе Академии "Бока Хуниорс" La Candela


Как организован отбор детей в команды Академии?

У нас в штате работают пять человек скаутов, которые круглый год заняты поиском талантливых мальчиков по всей Аргентине. И плюс к тому здесь, на базе, ежедневно, практически непрерывно – я не преувеличиваю – проходят просмотры потенциальных воспитанников.

Если папа, дедушка, дядя считают, что парень талантливый, пожалуйста, пусть привозят его, мы посмотрим всех. Нам в известном смысле повезло, нам есть, из кого выбирать: в Аргентине недостатка в детях, желающих заниматься футболом, не наблюдается, до 90 процентов мальчиков у нас так или иначе пробуют себя в футболе, и если вы спросите у аргентинского ребенка, скажем, пяти или шести лет, кем он хочет стать, то редко услышите какой –нибудь другой ответ, кроме: «футболистом».



Воспитанники футбольной Академии "Бока Хуниорс" приветствуют участников стажировки факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA



Очередная партия молодых игроков, приехавших на просмотр в Академию "Бока Хуниорс"


Я вам скажу, что за год мы здесь, на базе, просматриваем до 20 тысяч молодых игроков, вот, например, сегодня на просмотр приедут в общей сложности 300 человек. Сколько из них будут отобраны? Да кто же это может знать… Может быть, тридцать человек, а может быть – ни одного. В любом случае, тех, кого отберут, еще рано будет называть воспитанниками «Боки»: после этого, предварительного отбора они будут месяц тренироваться под присмотром наших специалистов, пока не будет принято окончательное решение относительно того, нужны они клубу, или нет.



Фернандо Гаго, начинавшему свой путь в Академии "Боки", талант и футбольное образование позволили поиграть за "Реал", "Рому" и "Валенсию"


Через такие просмотры, кстати говоря, прошли очень многие будущие звезды. Гаго, например, который пришел к нам в 8 лет. Или Тевес, который за нас играл с 12-летнего возраста. Или тот же Гайтан. Да вот и я сам: я здесь с семи лет и за это время кое - чего тоже добился, сыграл двести матчей за «Боку», участвовал в двадцати пяти «суперкласико»…



Карлос Тевес, пришедший в Академию "Боки" в 12 лет, дорос до первой команды, за которую провел 75 матчей и забил 26 мячей



Фуэрте - Апаче, пригород Буэнос -Айреса родной для Карлоса Тевеса. Его здесь помнят и ждут


Во время просмотров вы на какие качества игрока прежде всего обращаете внимание?

Основные – три. Поскольку мы исторически придерживаемся острого, атакующего, комбинационного стиля, то первое – это скорость. Второе – техника. И третье – игровой интеллект, быстрота принятия решений. Физика, выносливость – это все уже потом, эти качества можно развить. А вот скорость, если ее от природы нет, никак не натренируешь, и технику – тоже: ее совершенствовать можно, но если человек от природы не координированный, не пластичный, что называется – деревянный, технаря вы из него не сделаете, как ни старайтесь.



Воспитанный в Академии "Бока Хуниорс" Николас Гайтан сейчас защищает  цвета "Бенфики". Вероятно, вскоре мы увидим его играющим за "Анжи" 


С какого времени игроки начинают заниматься в тренажерном зале? Не раньше, чем с 12 лет, да и то мы подходим к этим занятиям с очень большой осторожностью, стараемся давать их максимально дозированно, чтобы большие силовые нагрузки не повредили, не убили в детях тех ключевых качеств, о которых я говорил.

Когда ваши детские и юношеские команды участвуют в турнирах своих возрастов, вы на что настраиваете футболистов: на то, чтобы они прежде всего демонстрировали качественную игру, или на то, чтобы непременно в каждом турнире побеждали?

Естественно, мы ориентируем их на победы, потому что психологию победителя как же иначе сформируешь? Да и потом они все знают, за какой клуб играют, какие у нас традиции, какие звезды отсюда вышли – в общем, понятно, что проигрывать уже из—за одного такого бэкграунда им как-то неловко. Но – с другой стороны, никто и никогда от них не требует победы любой ценой. Потому, что у Академии задача – не победа в том или другом детском или юношеском турнире, у Академии задача – подготовка квалифицированных игроков – либо для главной команды, либо на продажу. И если наши игроки до профессионального взрослого футбола не дорастают, то какая, спрашивается, разница, что они там на детском уровне выиграли?

А каков процент тех, кто до взрослого футбола дорастает?

Я вам могу сказать, что у нас примерно по 7-8 человек ежегодно с клубом заключают профессиональные контракты. И вот вы пару дней назад на «суперкласико» были, так там в старте тоже вышли семь человек своих воспитанников, 78 процентов первой команды. Естественно, не все, кого мы еще в Академии подписываем, потом в клубе остаются, многих мы продаем: по опыту могу сказать, что на рынке сейчас футболист, который в «Боке» подготовлен, который вплотную подошел к главной команде, но за нее не играл, котируется на уровне миллиона долларов. Так что с учетом той суммы, которая тратится на содержание Академии и которую я вам называл, вы сами можете судить о том, что деньги, которые в нас вкладываются, мы отрабатываем, и больше того – мы рентабельны.

Вы каким –то образом страхуетесь от того, чтобы ваших потенциальных молодых звезд не переманивали к себе другие клубы?

Ну, что касается других клубов из Аргентины, то мы в этом вопросе находимся, можно сказать, в привилегированном положении. Дело в том, что мы – самый популярный клуб страны, у нас в Аргентине больше всего болельщиков, и естественно поэтому, что очень многие родители, чьи дети хотят заниматься футболом и имеют для этого определенные задатки, рассматривают Академию «Боки» как первоочередной, как самый лучший вариант. Иными словами: от нас не стремятся уйти, к нам стремятся прийти.

А во всем остальном мы руководствуемся правилами одинаковыми для всего аргентинского футбола. До 13 лет переходы из клуба в клуб никак не ограничены. С 13 лет, а это именно тот возраст, в котором мы можем делать уже достаточно обоснованные прогнозы относительно профессионального будущего игрока, в действие вступает так называемая система регистраций. Родители ребенка подписывают с клубом соглашение о том, что в течение ближайшего года он будет заниматься в его системе и никуда не уйдет.

В принципе такая регистрация может продлеваться ежегодно, вплоть до достижения игроком 21 –летия, возраста выпуска из Академии, но такие случаи чрезвычайно редки: на деле с тем, имеют ли его отношения с воспитанником долгосрочную перспективу, клуб определяется гораздо быстрее. Уже в 16 лет, если одаренность игрока очевидна, с ним может быть подписан первый профессиональный контракт: вернее, не с ним самим, поскольку до 18-летия он по закону его подписать не имеет права, а опять – таки с его родителями. Ну, а в 18 лет наступает совершеннолетие, и самостоятельная, взрослая футбольная жизнь.



Две главных звезды "Бока Хуниорс" конца 90-х - начала 2000-х годов: Хуан Роман Рикельме (сверху) в объятиях Мартина Палермо


Скажите, а «Бока» практикует покупку молодых игроков, занимающихся в Академиях других клубов и этими клубами либо зарегистрированных, либо законтрактированных?

Нет, сейчас нет. Последний такой случай на моей памяти произошел в 1996 году, когда нами была осуществлена массовая закупка молодых игроков из Академии «Аргентинос Хуниорс». Там тогда выдалось очень талантливое поколение, к нам пришли сразу десять футболистов, за которых в общей сложности было заплачено 5 миллионов долларов. Окупилась ли эта сделка? Ну, как вам сказать… Одним из тех десяти был Рикельме, так что, думаю, ответ на этот вопрос более, чем очевиден.



Карлос Бьянчи, самый успешный тренер в истории "Бока Хуниорс"


Тренеры Академии, подготовившие игроков для главной команды, участвовавшие в воспитании тех, кого удалось хорошо продать в другие клубы, в том числе в европейские, получают какие-то бонусы?

У нас Бьянчи, когда заключал контракт в 1998 году, смог пробить в нем пункт о том, что он будет получать по 10 процентов с трансфера каждого игрока, которого он привлек в клуб и которого затем перепродали. Он потом всем доказал, что заслуживал этих денег: это вообще был лучший период в истории «Боки», с Бьянчи за шесть лет мы четыре раза выигрывали чемпионат Аргентины, три раза – Кубок Либертадорес, и еще дважды – Межконтинентальный… А что касается тренеров Академии, то, увы, -- никаких бонусов за своих воспитанников мы от клуба до сих пор не получали. Это несправедливо, согласен. И мы в самое ближайшее время будем поднимать этот вопрос, будем настаивать на том, чтобы система оценки результатов нашего труда была пересмотрена.


Петр БРАНТОВ

Все новости >