Новости
30 июля 2013

«Джо Линн Тернер и группа «Фабрика» должны звучать одинаково качественно»

Портал Newsmuz.com публикует интервью известного звукорежиссера Андрея «Важного» Антонова, в котором он рассказывает о секретах качественного звука на больших концертах. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Справка. Андрей Антонов начинал в качестве лидер-гитариста в «Тайм-Ауте» и других коллективах в 90-х годах. Много лет работает в качестве звукорежиссера и surround sound designer с огромным количеством звезд отечественной и мировой музыки. Проводил сольные концерты Григория Лепса, Тимати, Нюши, Анжелики Агурбаш, Олега Газманова, Александра Барыкина, «Хора Турецкого», Тото Кутуньо, Джо Линн Тернера, Валерии, Алены Свиридовой, «Рондо», Владимира Преснякова, «Автографа», Misfits, Полины Гагариной, Guru Groove Foundation и многих других. Работал за пультом на церемониях «Сан-Ремо в Москве», Ретро FM, «Молочные братья», гала-концерте в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Озвучивал мюзиклы «We Will Rock You», «Я», «Растратчики», «Времена не выбирают», принимал участие в телепередачах «Антропология», «Просвет», «Программа А», «Земля-Воздух», «Свежий ветер», «Назад в СССР» и др. Записывал альбомы Лепсу, Баскову, «Круизу», Кузьмину, Саруханову, Свиридовой, Носкову, Валерии, «Калинову Мосту», Игорю Николаеву, Трофиму…

Андрей, у вас большой опыт работы звукорежиссером. С чем сложнее справиться в этой работе - с техникой или людьми?

Вопрос почти риторический… Вообще, 50 на 50. Не часто, но бывают проблемы с техникой, обычно - по вине людей. С чем или с кем сложнее справиться – зависит от нескольких факторов. Скажем, техника не может тебе нахамить, унизить... Но ею управляют люди, и получается, что по факту, как и в других профессиях, сложность - в человеческих отношениях между нами. Это данность. Здесь есть два противовеса, с которыми приходится сталкиваться постоянно: исполнитель, артист - звукорежиссер, технический специалист, инженер. Но за этим стоит отчасти отсутствие элементарной профессиональной подготовки, как с одной и, так и с другой стороны. Однако, профессия звукорежиссера, в первую очередь, - профессия психолога, включающая понятия коммуникабельности, философии, дипломатии.

В человеческом факторе заложено много разного... Бывает, что артист не подготовлен с профессиональной точки зрения, бывает - есть некое самодурство со стороны людей, думающих, что что-то понимают в звуке. Но на самом деле, очень часто в основе их мнения подспудно лежит профнепригодность. Есть такая одна поговорка: «Сделай из меня артиста!», т.е. играть-петь я умею на троечку, но ты сделай так, чтобы звучало на пятерочку… В этом и заключается основная проблема для звукорежиссера – концертного или студийного. Среди нового поколения появляются грамотно подкованные, но не всегда результативные инженеры. То же самое можно сказать об исполнителях. Отсутствие профессиональной школы с обеих сторон. Есть талантливые люди, занимающиеся самообразованием, но нет школы... Так что бОльшая проблема – это все-таки люди, не техника.

Профессия звукорежиссера - понятие субъективное. Но в этом субъективизме существует индивидуальность! Тому есть подтверждения выдающихся людей, которые поражали своим результатом. Любое шоу – это 50 процентов работы музыканта и 50 процентов звука, света и работы техперсонала.

У вас бывало так - звук со сцены построен идеально, а артист им недоволен? Как вы разруливаете подобные проблемы?

В этом-то и заключается сермяжная правда! Любой артист на нашей сцене никакого отношения не имеет к звукорежиссуре. Умный и корректный звукорежиссер разруливает ситуацию, понимая, что подготовка артиста находится примерно на ясельном уровне, и что итоговый результат - всегда компромисс между профнепригодностью артиста и знанием дела звукорежиссера. Часто бывает так: в реальной ситуации параметры звука, которые просит предоставить артист, неприемлемы. Говоришь об этом артисту. На что артист отвечает: я так хочу! Что это? Это деспотизм со стороны артиста. Бытовуха, которая не имеет непосредственного отношения к профессии, но имеет место быть… постоянно.

 Можно перефразировать известную еще одну поговорку «клиент всегда прав…» таким образом: «Артист всегда прав! не понял – читай сначала!» Это мнение – четко устоявшееся в отечественном шоу-бизе. А вот в сознании зарубежных артистов этот диктат отсутствует! Они понимают, что ты - профессионал своего дела, и полностью тебе доверяют, не навязывая свои условия. У нас же, как правило, звукорежиссер - это мальчик для битья, а не партнер для достижения профессионального результата.

Вы говорите, что профессия звукорежиссера - понятие субъективное. Но ведь понятие качественного звука для Джо Линн Тернера или для группы «Фабрика», с которыми вы работали - совершенно разные. На что ориентироваться? Где критерий?

Критерии и некие шаблоны изначально заложены в стилях музыки. Безусловно, есть просчитанные технологии воздействия звуковых волн на человеческое восприятие - на сознание, подсознание, физическое состояние на тонком плане. Естественно, эти технологии, разработанные зарубежными специалистами, общепризнанными мастерами звука и звукового дизайна, были созданы в период развития технологического прогресса в прошлом веке - параллельно с зарождением и созданием стилистических канонов в звуковой палитре. Поэтому, безусловно и обязательно, равнозначно качественно могут и должны звучать Джо Линн Тернер или группа «Фабрика». Это закладывается не только в живом исполнении, но и в студийном продакшене. Есть определенные критерии в частотном диапазоне, которые должны учитываться для более точной и детальной адаптации восприятия произведения слушателем.

Зритель мало понимает специфику жанра. Он просто слушает и получает состояние комфорта или дискомфорта. Есть направления в медицине, связанные с исследованиями воздействия звуковых волн на человека. Например, если слушать шум моря или звуки природы, то человек будет ощущать гармонию, получать позитивные эмоции... А если включить на полную мощность жесткий трэш с такой же жестко собранной фонограммой, - кроме возбуждения и негативного состояния, человек ничего не воспримет. Однако, каждый выбирает по себе.

Читать дальше…

Все новости >