Новости
Выбор факультета
06 августа 2013

«Чаще всего страхуют произведения русского авангарда, шестидесятников, иконы»

Начальник отдела страхования культурных ценностей Штаб-квартиры ОАО «АльфаСтрахование» Андрей Куча рассказал РИА «Новости», с чем связан рост интереса к страхованию искусства, почему российские коллекционеры все еще боятся страховать свои коллекции, и как защититься от ошибки эксперта. Предлагаем это интервью вашему вниманию.

Кто и в каких случаях страхует произведения искусства?

Искусство страхуют музеи и частные лица при передаче на выставки для экспонирования, перевозке. Иногда коллекционеры страхуют свои стационарные собрания. У нас государственные структуры — музеи — не страхуют свои коллекции, если они хранятся в фондах, а не перемещаются по выставкам. За границей, впрочем, государственные музеи тоже редко страхуют свои собрания.

Я знаю лишь несколько музеев, решивших застраховать свои коллекции. Например, Музей Родена в Париже частично застраховал свои собрания. Насколько помню, застрахован и Музей группы «Мост» (художников, входивших в группу Die Brücke, называют основоположниками немецкого экспрессионизма — РИА Новости) в Берлине. Но страховка музейных фондов, повторюсь, редкая практика. Вот коллекция Лувра целиком не застрахована, лишь некоторые произведения.

Можете оценить объем рынка страхования искусства в России?

Годовой объем рынка — это совокупный сбор премий за календарный год. Его не надо путать с совокупной стоимостью застрахованных произведений, так как одно и то же произведение искусства может в течение года страховаться несколько раз. Так вот, инструмента или статистических данных для точной оценки объема российского рынка страхования предметов искусства не существует.

Мы считаем достоверной цифру 15-20 миллионов долларов. Это очень скромные цифры — гросс-премия, например, на лондонском рынке на порядок выше. Чаще всего предметы искусства страхуют музеи, компании, организующие выставки, и транспортные компании, осуществляющие перевозку. Премии, поступающие от физических лиц, на сегодня составляют примерно треть всех сборов, и эта доля растет год от года. Чаще всего в России частные лица страхуют произведения русского авангарда, шестидесятников, иконы. Самые дорогие произведения — это, конечно, авангард.

Значит, в России стали чаще страховать искусство?

Да. Мы оценивали рост страхования искусства примерно в 20 процентов в год — это без учета текущего года, эти темпы опережают рост рынка страхования в целом. На мой взгляд, рост связан и с увеличением оборота произведений искусства — активизируется арт-рынок, и цены на искусство тоже растут. Но сейчас мы замечаем небольшое падение сборов, которое является отражением обратных трендов на рынке.

Как оценивается стоимость произведения искусства?

В отношении произведений искусства точных оценок нет, в отличие, например, от объектов недвижимости. Как правило, нам предоставляются письма лиц, являющихся специалистами-искусствоведами, которые к тому же знакомы с состоянием арт-рынка. Эти письма мы принимаем в качестве рекомендации, косвенно подтверждающей обоснованность заявленной клиентом стоимости арт-объекта.

Намного реже клиенты приходят с готовыми заключениями об оценке от сертифицированных оценщиков. На практике же страховая сумма, в пределах которой будет выплачиваться возмещение, устанавливается по договоренности сторон. В зависимости от понимания этого клиент приходит либо готовым, либо не готовым аргументировать свое видение стоимости. Мы не являемся оценщиками, но поскольку мы «в рынке» и имеем обзорное представление, то либо согласовываем заявленную сумму, либо предлагаем изыскать способы ее подтверждения третьими лицами.

Читать дальше…

Все новости >