«Минус «Зенита» в том, что арену строит не клуб»
Генеральный директор футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург) Максим Митрофанов в эксклюзивном интервью «Чемпионат.com» рассказал о развитии бренда клуба. Предлагаем этот материал вашему вниманию.
«Футбольный клуб – тоже корпорация и часть индустрии»
Максим Львович, вы наверняка обращаете внимание на то, как другие команды Премьер-Лиги работают над развитием своих брендов. В частности «Спартак» и «Локомотив» недавно представили свой брендбук.
Замечательно, что в нашем футболе начинают заниматься выстраиванием определённой системы ценностей. Это очень важно. Футбол – игра во многих отношениях социальная, рассчитанная на большие массы болельщиков, но без современных условий, без создания коммерческого продукта из этой игры, выжить нам было бы невозможно. И чем красивее и понятнее этот продукт будет, тем лучше.
Кого из команд-конкурентов «Зенита» вы бы отметили в отношении подобной работы?
С этими вопросами хорошо справляются «Спартак», ЦСКА, «Шахтёр», «Локомотив», «Рубин» … Коллеги большие молодцы.
Вернёмся к «Зениту». Чья именно была идея вернуться к первой, оригинальной эмблеме, представленной на презентации новой формы команды накануне старта сезона?
Этому предшествовал довольно длительный процесс обсуждения. Мы постарались задействовать практически весь клуб: владельцев, менеджмент, и, конечно, игроков – как российских, так и легионеров. В проведённом огромном исследовании также принимали участие болельщики, журналисты, специалисты разного рода. Мы постарались понять, что такое «Зенит» для разных категорий людей, к нему причастных. И все в итоге приходили к тому, что самая первая визуальная ассоциация с «Зенитом» — знаменитая стрелка. Это то самое главное, что символизирует наш клуб, и было бы странно придумывать что-то иное, если именно стрелка является основой нашей эмблемой. Узнаваемый символ хорош и с маркетинговой точки зрения, потому что помогает в реализации бизнес-стратегии, без которой в футболе сегодня тоже не обойтись.
Сразу несколько команд накануне нового сезона организовали яркие представления в качестве презентации формы. Создаётся впечатление, что это эдакая футбольная ярмарка тщеславия.
Я бы так не сказал. Что плохого в том, что футбольные клубы стараются делать праздник для своей аудитории и своих болельщиков? Это европейская традиция — менять форму к новому сезону, и все клубы стараются сделать из этого событие для болельщиков. Футбол – это бизнес. Чем футбольные клубы отличаются от любой другой компании? Ничем.
Получается, работа клуба должна быть выстроена так же, как работа крупных корпораций на рынке, в том числе и в отношении рекламы и PR?
Нужно просто постепенно учиться отвыкать от мысли о том, что футбольный клуб – это некий чисто социальный проект, который нужен исключительно для галочки в графе культурно-массовой работы в регионе. Мол, вот у нас команда, она играет в Премьер-Лиге. С одной стороны, это команда, которая играет, бьётся за тебя, а ты с удовольствием смотришь на неё с трибуны или по телевизору. А с другой, это одновременно и очень большая компания, часть мощной индустрии, которая должна отвечать различным требованиям современного рынка.