«Нововведение обрадует иностранных туристов»
Власти США решили отменить прежнюю либеральную практику налогообложения чаевых, пишет РБК Daily. По распоряжению Internal Revenue Service (IRS) с 1 января 2014 года с получаемых официантами, барменами или таксистами так называемых автоматических чаевых будет взиматься подоходный налог и производиться отчисления в социальные фонды, как с обычной зарплаты. Нововведение обрадует иностранных туристов, но ударит по низкооплачиваемым категориям служащих, полагают аналитики.
Европейских туристов в США нередко удивляет не только размер чаевых — от 15 до 25 процентов от суммы счета, но и то, что во многих местах они автоматически включаются в счет. Особенно часто это практикуют рестораны, где бывает много туристов из-за рубежа, — здесь автоматически прибавляется к счету средний размер чаевых по отрасли — 15—18 процентов. Расплачивающийся кредиткой посетитель часто обнаруживает это, лишь получив на подпись чек.
Для многих американских официантов, таксистов и барменов чаевые имеют гораздо большее значение, чем для их коллег в Европе. В США обслуживающий персонал получает символическую зарплату (зачастую меньше минимальных 7,25 доллара в час), а основным доходом являются именно чаевые. Налоги с них обязаны платить сами работники, причем ставки здесь гораздо ниже, чем в случае с заработной платой (от 9 процентов в зависимости от штата против среднего подоходного в 28 процентов).
Такая практика выгодна как работодателям, так и работникам. Последние, к примеру, могут вообще схитрить и не указать часть полученной суммы в своей налоговой декларации. Американские налоговики, однако, решили прикрыть эту лазейку в законе и с будущего года обещали брать с «автоматических чаевых» обычные налоги. Ведь, по сути, клиента лишают права не только определять размер вознаграждения, но и не оставляют ему возможности не платить его вовсе. Значит, это уже и не чаевые вовсе, так как те по закону должны платиться исключительно добровольно, решили в IRS.
Для большинства официантов и барменов это неприятная новость. Платить полные налоги со своих чаевых они не хотят. Работодатели тоже не в восторге: теперь им придется увеличивать отчисления в соцфонды и повышать зарплату работникам. Или же искать новые варианты решения проблемы.
Сеть ресторанов Darden (владеет Olive Garden, LongHorn Steakhouse и Red Lobster) пошла по второму пути. На протяжении долгого времени она автоматически включала в счета клиентов 18 процентов чаевых, однако с июля приостановила эту практику в ста из своих 2,1 тыс. заведений, сообщила The Wall Street Journal. Вместо этого клиентам предлагают на выбор несколько способов благодарности: заплатить 15, 18 или 20 процентов от счета, поставить сумму меньшую (большую) и, что самое важное, вообще не давать чаевых.
Руководство Darden, правда, открыто признает, что пока не знает, насколько удачной окажется предложенная схема. Поэтому вместе с другими представителями отрасли Darden просит IRS отложить вступление в силу новых правил хотя бы на год. Опасения эти вполне понятны: не только прижимистые иностранцы, но и многие посетители американцы могут с удовольствием воспользоваться правом вообще не платить на чай.
Не случайно колумнист The New York Times Пит Уэллс предлагает радикальное решение проблемы: зарплату официантам поднять, а чаевые отменить вовсе. Вся существующая система является «нерациональной, устаревшей, неэффективной, запутанной и чреватой злоупотреблениями», цитирует г-на Уэллса Sueddeutsche Zeitung. В качестве положительного примера приводится суши-бар в Манхэттене. Его владельцы недавно значительно подняли зарплату работникам и повысили цены на все блюда, а затем вывесили объявление: «Наши сотрудники полностью обеспечиваются зарплатой, поэтому чаевые не принимаются».