Новости
Выбор факультета
12 сентября 2013

«Путь к абстракции» (ВИДЕО)

Выставку «Пит Мондриан. Путь к абстракции», на которой будут представлены около 40 полотен основоположника абстрактного искусства, представят в Третьяковской галерее на Крымском валу с 14 сентября по 24 ноября, при этом зрители впервые смогут увидеть художника в окружении его современников, рассказала РИА «Новости» директор ГТГ Ирина Лебедева.

Все картины — это собственность Муниципального музея Гааги. Они охватывают все творчество Мондриана — от ранних работ конца XIX века до поздних абстракций 1930-х годов. «Мы очень рады, что в рамках Года Россия — Голландия есть такая возможность — показать произведения одного из важнейших художников-модернистов в Москве. Важно, что выставка проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где в основной экспозиции искусства ХХ века зрители могут увидеть работы Казимира Малевича и Василия Кандинского, современников Мондриана, которые также являются основоположниками абстрактного искусства», — отметила Лебедева.

Свою живописную систему Мондриан называл «неопластицизмом», ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году. На выставке представлены и ранние произведения, например пейзаж «Сельский дом с бельевой веревкой» (ок. 1897), в котором чувствуется влияние гаагской школы пейзажа, и те работы (например, «Набожность» 1908 года), которые художник писал в период своего увлечения теософией Елены Блаватской. Тогда его еще звали Питер Корнелис Мондриаан. А выставленные в ГТГ «Пейзаж с деревьями» (1912) и «Композиция с деревьями II2 (1912-1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом, после его знакомства с полотнами Пикассо, Брака и Сезанна.

Окончательно свой стиль Мондриан обрел лишь после того, как попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество «Стиль» (De Stijl). Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма. Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов — красный, синий, желтый — в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Правда с Дусбургом Мондриан разошелся — камнем преткновения стали диагонали, за которые ратовал Дусбург в противоположность Мондриановским вертикалям и горизонталям.

В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства — «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Она также будет представлена на выставке.

Все новости >