«Чтобы показать полноту возникшей свободы и безнаказанности»
Выставка «Реконструкция», где можно узнать, как зарождалась российская история искусств новейшего времени, открылась в среду фонде «Екатерина» в рамках 5-й Московской биеннале, пишет РИА «Новости».
«Выставка, которою мы подготовили вместе с центром «Гараж», по сути, попытка осмысления художественных процессов 1990-х годов. Эта тема оказалась настолько глобальной, что нам пришлось разбить проект на две части — «Реконструкция 1» (1990-95 годы) и «Реконструкция 2» (1995-2000 годы) — чтобы показать всю полноту той жизни, той возникшей свободы и безнаказанности — в работах и всем остальном», — рассказывал основатель фонда «Екатерина», коллекционер Владимир Семенихин.
Идея экспозиции проста и изящна: залы превращены в подобие филиалов открывшихся в постсоветское время галерей, как существующих до сих пор — как «Риджина», так и закрывшихся много лет назад — подобно Obscuri Viri. Визуальный ряд составляют наиболее примечательные проекты, реализованные каждой галереей. Они представлены либо в архивной форме — фотографиями, видео или реконструкцией, либо оригинальными экспонатами, если речь идет об инсталляциях, объектах и картинах.
Читать аннотации к каждому проекту необходимо, иначе зритель упустит много интересного. Например, потеряет контекст: так, некоторые проекты сопровождены текстами объяснительных, которые участники были вынуждены писать в милиции.
Специально для этой выставки в «Екатерине» большое окно-витрину, отделяющее выставочное пространство от улицы Большая Лубянка, превратили в еще один вход в галерею. Теперь прохожие могут не только разглядеть реплику инсталляции Дмитрия Гутова «Над черной грязью» («Риджина», 1994 год), но и зайти через нее на выставку по грубо оструганным доскам, положенным на специально привезенную землю.
На самом верхнем этаже расположилась реконструкция проекта «Искусство возможного» группы AES (галерея Марата Гельмана на Якиманке, 1993 год). Это позже к членам группы присоединится фотограф Владимир Фридкес и они, превратившись в AES+F, станут ассоциироваться с многофигурными «глянцевыми» притчами. Пока же перед нами один из их ранних противоречивых, играющих на эмоциях проектов, где безмятежность плавных линий лекал сочетается с шокирующими фотографиями криминальной хроники.
Обойтись без документации творчества Олега Кулика никак нельзя. Здесь же, у «Гельмана», можно увидеть хронику его совместной с Александром Бренером акции «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», когда он впервые перевоплотился в человека-собаку.
Куратором «Реконструкции» выступает одна из самых первых галеристок, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA Елена Селина, в последнее время ориентированная скорее на организацию выставок, нежели на коммерческую деятельность. Ее галерея XL представлена, в частности, проектом «Счастливое детство» Людмилы Горловой (1994 год) и инсталляцией Сергея Епихина «Метафизическое тело Бакштейна». Это изящный мосток из тех времен в нынешние: ведь именно Бакштейн и сегодня остается бессменным комиссаром Московской биеннале современного искусства, в рамках которой и организована «Реконструкция».
Безусловно, это прекрасная возможность для всех разобраться «откуда ноги растут» и перестать считать, что для того, чтобы написать «Черный квадрат», не обязательно быть Малевичем.