«Музыкальный мир в эпоху «после альбома» (ВИДЕО)
В учебном центре бизнес – школы RMA прошла лекция «Музыкальный мир в эпоху «после альбома», которую для студентов факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» прочитал генеральный директор компании Create Digital Music GMBH, композитор, продюсер и художник Петер Керн. Предлагаем вашему вниманию видеосюжет и короткий отчет о проведенном им занятии.
Петер Керн о современном состоянии звукозаписывающей индустрии: «Не секрет, что еще лет пятнадцать назад основной доход и звукозаписывающим лейблам, и музыкантам приносили продажи альбомов на физических носителях. Теперь же ситуация коренным образом изменилась. В этом году показатели продаж музыкальных компакт – дисков в Америке и Европе достигли своего исторического минимума. У современных людей исчезает сама эта привычка – слушать музыку альбомами. В интернете покупаются, в большинстве своем, отдельные треки, но статистика говорит о том, что в последнее время падают и цифровые продажи.
Что же тогда растет? На первый взгляд, это может показаться странным, но растет продажа винила: этот год для виниловых пластинок лучший за последние 15 лет, речь идет о миллионах пластинок, проданных в США, в Японии, в Англии, в Германии. Впрочем, говоря об этом рекорде надо понимать, что на самом деле этот рост в масштабах именно индустрии ничего существенно не меняет. Потому, что, несмотря на все рекорды, во всем мире в этом году винила было продано меньше, чем тридцать лет назад, в 82-м, одна только группа Asia продала его только в США».
Петер Керн о возможностях заработка для музыкантов в современных условиях: «Понятно, что лейблы, в том числе мейджоры, прежде зарабатывавшие на продажах дисков, в нынешних условиях несут большие убытки. Но я сегодня не хотел бы говорить о мейджорах, мне по большому счету все равно, что с ними случится. Мне интереснее поговорить о музыкантах: что делать им, как зарабатывать на своей музыке в изменившемся мире?
Про то, что продажи музыки в чистом виде, в том числе и цифровые, падают, мы уже сказали. Среди непрофессионалов существует довольно распространенное мнение, что музыканты могут заработать на стриминговых сервисах вроде Spotify, но это – миф. Дело в том, что Spotify не в состоянии платить музыкантам хоть сколько – нибудь серьезных денег за музыку, которую он транслирует, он ничего не зарабатывает, все деньги у него уходят на выплату роялти правообладателям, то есть – в большинстве случаев тем же мейджорам. Это первый момент. И второй – Spotify не предоставляет никакой статистики: на этом сервисе вы не можете проследить, сколько раз в день или в месяц они проиграли ваш трек. Соответственно, вы не можете рассчитать своего заработка. Да и стоит ли этим заниматься? Стоит ли ломать копья ради, условно говоря, пяти долларов в месяц?
Я считаю, что, чем тратить время на это, лучше сосредоточить свое внимание на других интернет – ресурсах, способных принести музыкантам, авторам музыки гораздо большую пользу. Я сейчас говорю в первую очередь о таком популярном сервисе как SoundCloud. Здесь вы можете бесплатно выкладывать свои треки, и к тому же получаете абсолютно объективную статистику: вы видите, какая из ваших вещей пользуется наибольшей популярностью, и мало того, вы знаете, в какой стране, в каком городе живут люди, которым интересно ваше творчество. Почему это важно? Потому, что эта информация дает вам адекватное представление о том, где с наибольшим успехом могут быть организованы ваши концерты. А уж на концертах, в качестве, так сказать, сайд-проекта, может вестись и продажа пластинок, и атрибутики, если таковая у вас имеется.
… Все, абсолютно все изменилось: если раньше музыканты отправлялись в турне для того, чтобы раскрутить новую пластинку, то теперь они записывают альбомы, чтобы заманить людей на свои концерты. Именно живые выступления превратились в главный источник дохода».
Питер Керн о «совокупных» продажах музыки: «Что еще можно предпринять для того, чтобы стимулировать музыкальные продажи? Можно, например, продавать музыку не саму по себе, а вместе с чем – нибудь, с каким –нибудь объектом, который служил бы к ней своеобразным приложением или, может быть, даже ключом. Чтобы вы лучше поняли, что я имею в виду, приведу конкретный пример.
В Детройте есть такой звукозаписывающий лейбл, Ghostly International. И вот на нем в 2010 году, вышел альбом довольно известного DJ Мэтью Дира, который назывался Black City. Для его продвижения они придумали такую фишку: в фирменном магазине лейбла, и только в нем, можно было за 125 долларов купить арт – объекты из алюминия, покрытого патиной под оружейную сталь.
Спрос на эти штуки был очень хороший, потому что сделаны они были по эскизам известных в США художников – есть там такие братья Бойм, Константин и Лорен, которые в 2009 году получили Национальную премию за лучший промышленный дизайн. Но мало того, что это были просто оригинальные арт-объекты. Это были, как я уже говорил, ключи к альбому Мэтью Дира: на каждом из них были нанесены специальные коды, по которым в сети этот альбом можно было прослушать или скачать.
В общем, это была довольно успешная история, причем успешная не единовременно, а, так сказать, в перспективе. После этого Ghostly еще не единожды прибегал к аналогичному способу продвижения подписанных на нем музыкантов и, насколько мне известно, всякий раз удачно. Настолько удачно, что сейчас они превратились в онлайн - магазин разных дизайнерских штук. Оставшись при этом звукозаписывающим лейблом».
Николай КИСЕЛЕВ