Новости
Выбор факультета
16 октября 2013

Приглашаем на лекцию Николая Палажченко

В субботу, 19 октября, в учебном центре RMA на ArtPlay (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 12, аудитория ARP) пройдет лекция арт-дилера, одиного из основателей ЦСИ ВИНЗАВОД, куратора факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA Николай Палажченко. Тема лекции: «Введение в арт-менеджмент». Приглашаются учащиеся группы «А-4». Начало лекции в 14.00. При подготовке к лекции рекомендуем ознакомиться с кратким глоссарием по итогам лекции, которую проводил Николай Палажченко для студентов RMA в октябре 2012 года.

Типы деятельности в арт-среде
Каждому, кто только-только начинает свою карьеру в той или иной индустрии, важно понимать, как распределены роли между игроками рынка. По мнению Николая, в арт-бизнесе существуют следующие типы деятельности:

Галерист, которого отличают два признака: наличие галереи и умение продавать искусство. По сути, галерист выступает послом искусства в социуме и медиумом между художником и коллекционером.

Музейщик занимается очень специальной деятельностью, требующей готовности работать с массовой публикой, так как музеи – это структурная основа и то место, через которое люди попадают в мир искусства. Основная функция музейщика – решать, что должно показываться в музее, а что нет.

Куратор – самая важная фигура с точки зрения организации художественного процесса. Куратор отвечает за создание качественного выставочного продукта, а в рамках своей деятельности постоянно взаимодействует с музеями, галереями и другими арт-институциями.

Художник, с точки зрения арт-менеджмента, играет очень важную роль, так как создает вокруг себя определенную среду. Кроме того, в России художник часто имеет непосредственное отношение к менеджменту – выполняет функции куратора, пиарщика, промоутера и т.д.

Искусствовед – единственная профессия в арт-бизнесе, которой учат в университетах. Главная цель искусствоведа – отличать хорошее искусство от плохого, а в современном искусстве – отличить искусство от неискусства.

Коллекционер – цементирующая ниша арт-бизнеса, которая всегда про деньги и про обладание. 

Дилер – галерист без галереи, цель которого продавать искусство. Чаще всего дилеры работают за проценты.

Продюсер – создает новые форматы и новые проекты. Это одна из самых рискованных профессий, так как очень сложно делать новые проекты не подверженные критике.

Критик – человек, чья профессиональная реакция на проект или выставку определяет ее дальнейшее восприятие зрителями.

Блогер – создает информационное поле и выступает инструментом продвижения арт-проектов.

Пиарщик – человек, создающий репутацию, которая очень важна в арт-среде. Занимается тем, что делает проект популярным и узнаваемым, взаимодействует с критиками и блогерами.

Администратор – человек, который организует жизненно важные процессы при культурных и художественных проектах, так как любая институция требует грамотного управления. Таких людей мало, и они всегда нужны. С другой стороны, сами администраторы со временем втягиваются в арт-бизнес, что впоследствии может позволить им начать заниматься другой деятельностью в рамках индустрии.

Функционер – чиновник, работающий в сфере культурных проектов.

Обеспечивающие бизнесы – застройка выставочных площадок, логистика и прочая деятельность обеспечивающая искусство.

Типы организаций в арт-бизнесе

В чистом виде существует два типа организаций в арт-бизнесе: коммерческие и некоммерческие.

К коммерческому типу относятся: галереи, дилеры и агенты (представляют интересы либо художников, либо коллекционеров), аукционные дома (определяют планку цен на искусство), ярмарки.

К некоммерческому типу относятся: музеи, фонды, выставочные площадки, институции.

Художественное сообщество – это определенная среда, группа людей и институций, взаимодействующая между собой и являющаяся главным двигателем современного искусства. Часто значимость высказывания художественного сообщества на выставку или проект важнее, чем реакция широкой аудитории, что говорит о его закрытости.

Искусство живет окружением и конкурирует за статус, аудиторию, деньги и пр. с самыми неожиданными сферами, такими как кинематограф, спорт, интернет, политика, мода, литература и многое другое. Поэтому, тем, кто работает в искусстве, необходимо думать не только о медийности арт-проекта, но и о том, в каком контексте он создается, а также уметь использовать знания о том, на что еще люди тратят свой досуг.

Базовые качества, которыми должен обладать арт-менеджер

Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.

Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.

Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.

Умение общаться людьми.

Обаяние.

Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент – быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.

Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.

Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент – это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.

Все новости >