Новости
18 октября 2013

Неделя российского интернета

Дискуссии первого дня RIW-2013 отличались широким разнообразием тем и мнений. Самые интересные среди затронутых вопросов были связаны с тремя направлениями: интернет и государственные структуры, интернет и общество, интернет в жизни каждого человека. Напоминаем, что RIW-2013 продлится еще два дня. Бизнес-школа RMA будет ждать всех 18 и 19 октября на стенде В41.

Четверг стал первым днем конференции «Неделя российского интернета-2013» (Russian Internet Week, RIW). Всего в шестом по счету форуме онлайн-сообщества примут участие свыше 15 тысяч человек, в рамках деловой программы выступят около 400 докладчиков. Среди тем для обсуждения: тренды развития рунета, электронная коммерция, рекламные технологии, информационная безопасность, регулирование интернета, мобильные сервисы, рынок стартапов в России.

Дискуссии первого дня RIW-2013 отличались широким разнообразием тем и мнений. Самые интересные среди затронутых вопросов были связаны с тремя направлениями: интернет и государственные структуры, интернет и общество, интернет в жизни каждого человека, пишет Digit.ru.

Госинтернет

О взаимодействии государства и интернета говорил, в частности, замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Он не согласился с распространенным представлением об интернете как структуре, свободной настолько, что государство не имеет никакого отношения к ее развитию. «Есть мнение, что интернет растет вне участия государства или вопреки ему. Я с этим не согласен. Государство долгое время выступало двигателем развития интернета, выступая крупнейшим заказчиком», — сказал Волин.

«Сегодня всеобщая компьютеризация завершена, но, возможно, последуют новые заказы со стороны государства, связанные с открытыми данными», — отметил замминистра, пояснив, что открытые данные должны дать интернет-индустрии новый импульс к развитию. Он также добавил, что государство создало массового пользователя интернета программой всеобщей компьютеризации школ, активно развивало инфраструктуру широкополосного доступа в сеть, оптоволоконной связи, мобильного интернета.

Другой пример активного присутствия государственных интересов в сети — проект «Российская общественная инициатива» (РОИ). Как известно, «РОИ» создали для обсуждения законодательных инициатив, выдвигаемых гражданами. Чтобы инициатива поступила на рассмотрение правительства, а затем была внесена в Госдуму, в течение года она должна собрать на сайте РОИ не менее 100 тысяч подтвержденных подписей — для законопроектов федерального уровня. На сайте РОИ нужную поддержку уже получили две инициативы — об ограничении цены покупаемых для чиновников авто и об отмене нашумевшего «антипиратского» закона. Первую правительство России одобрило, вторую отклонило.

При этом порядок обсуждения инициатив, в том числе голосования на портале РОИ, по-прежнему вызывает дискуссии. В четверг на RIW-2013 был поднят вопрос о необходимости большей открытости процесса голосования. Глава Фонда информационной демократии, обеспечивающего голосования по РОИ, Илья Массух заявил, что с первого квартала 2014 года данные по петициям, собравшим более 50 тысяч подписей, могут стать открытыми.

«В первом квартале 2014 года те инициативы, которые собрали более 50 тысяч голосов, мы постараемся разместить как открытые данные», — сказал Массух, отвечая на вопрос о прозрачности статистики РОИ. Эти сведения позволят составить представление о голосующей аудитории. Он уточнил, что персональная информация пользователей разглашаться не будет, но можно будет узнать о географии и демографическом составе голосующих. Похожие данные уже получает рабочая группа, куда поступают на рассмотрение инициативы с 100 тысячами подписей, отметил Массух.

Как показали обсуждения на RIW-2013, государство не только все шире использует интернет, но и учится делать это рационально. Директор департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев рассказал, что столичные власти смогли за два года значительно сократить расходы на создание и эксплуатацию сайтов московских госорганов.

«В 2011 году мы столкнулись с той проблемой, что в Москве функционируют 5-7 тысяч сайтов госорганов, на которые мы тратим по 15-20 миллионов долларов в год. При этом их суммарная посещаемость не превышала 250 тысяч в год. Мы поняли, что эту ситуацию надо кардинально менять», — сказал Ермолаев.

Он пояснил, что власти столицы начали оценивать посещаемость сайтов, закрывать непопулярные, делать типовые порталы на основе запросов граждан. В итоге вместо 5-7 тысяч сайтов появились около 120 порталов, на каждый из которых тратится примерно 313 тысяч рублей в год. Таким образом, теперь Москва ежегодно расходует на интернет-ресурсы около 38 миллионов рублей — в пять раз меньше.

Интернет общественный

Процессы, протекающие в интернете, очевидно оказывают прямое влияние на жизнь общества. Самый яркий пример такого влияния — соцсети, которые стали важным фактором общественной жизни.

Это ярко проявилось в одной из дискуссий на RIW-2013. Обсуждая работу РОИ, эксперты обратили внимание на то, что расширение функций обсуждения народных законодательных инициатив на другие площадки будет способствовать более полной их проработке.

«Как только инициатива появляется на РОИ, можно сразу же делать голосование за нее возможным через все доступные средства авторизации. Потом на паре-тройке кейсов посмотреть, к чему это приведет», — предложил директор РАЭК Сергей Плуготаренко. По его словам, можно организовать голосование через Facebook, «Одноклассники» и другие онлайн-площадки, а потом посмотреть на корреляцию.

«Я считаю, что универсальных механизмов нет. РОИ — это лишь один из инструментов, позволяющих оценить готовность общественности высказать свое мнение по той или иной проблеме. Но если что-то собрало 100 тысяч подписей, это не значит, что с этим автоматически надо согласиться, а только значит, что это нужно обсудить», — заявил замглавы Минкомсвязи Волин. По его мнению, не всегда голосование в интернете может оказаться столь же полезным, как экспертное обсуждение в оффлайне.

Другим примером того, как внутренние, казалось бы, процессы в интернете влияют на изменение общественных отношений, стала реакция на вступление в силу «антипиратского» закона. Согласно ему, блокировка на 15 дней ресурса, обвиненного правообладателем в размещении нелегального контента, возможна на основании решения суда об обеспечительных мерах еще до подачи судебного иска. Интернет-сообщество резко критикует закон, но инициатива об его отмене была отклонена рабочей группой при кабмине.

Принятие «антипиратского» закона стало своеобразным «принуждением к сотрудничеству» для игроков российской интернет-индустрии и правообладателей, пояснил Волин на RIW-2013. «После принятия закона интенсифицировался диалог между индустрией и правообладателями, начался поиск экономических моделей», — отметил он.

Интернет людей

Что касается отдельного человека, то интернет становится все более доступным и входит в повседневную жизнь людей как ее неотъемлемый атрибут.

На RIW были представлены данные фонда «Общественное мнение» (ФОМ), согласно которым сейчас аудитория Рунета (пользователи старше 18 лет) превышает 66 миллионов человек — около 57% взрослого населения страны. Около 52,5 миллионов человек (45% населения) пользуются интернетом каждый день.

При этом ФОМ прогнозирует, что уже к середине 2014 года интернетом будут пользоваться 70% населения городов с населением свыше 100 тысяч жителей, 64% в менее крупных городах и 51% в селах. К середине 2018 года доля интернет-аудитории может достичь 83%, 80% и 69% соответственно. Правда, для этого необходима реализация всех планов по развитию широкополосного доступа, обеспечение доступности мобильных устройств и приемлемый уровень интернет-тарифов.

Уже сейчас интернет стал не просто виртуальной средой общения и поиска данных, но превратился в источник вполне материальных вещей. В этом году российский рынок торговли через интернет достигнет 15 миллиардов долларов, отметил региональный директор компании PayPal Владимир Малюгин.

По словам Федора Вирина, партнера аналитического агентства Data Insight, в первой половине этого года рынок материальных товаров, купленных в интернет-магазинах, в РФ вырос до 160 миллиардов рублей — на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 28 миллионов российских онлайн-покупателей сделали хотя бы одну покупку в интернет-магазине, а два года назад их было только 12,5 миллионов.

Все новости >