Новости
22 октября 2013

Идет «Волна»

На месте закрывшейся навсегда «Афиша Daily» запустились сразу три новых медиа —про город, музыку и культуру. Главный редактор издания «Волна» Александр Горбачев объясняет, зачем «Афише» нужен сайт о музыке и о чем он будет писать.

Говорят, что музыка уже не та. Что она больше не решает судьбы миллионов; что с ней не отождествляют себя; что за нее не дерутся, не отдаются и даже не платят денег. Конечно, это неправда. Оглянитесь вокруг. Вы едете в метро? Посчитайте, сколько человек в вагоне в наушниках. Стоите в пробке? Приоткройте окно и прислушайтесь, как толпа машин гудит басами сабвуферов. Сидите на работе? Вы и сами сейчас наверняка что-нибудь слушаете. Еще никогда в истории музыка не была столь вездесущей и всеобъемлющей. Еще никогда она не была безраздельным достоянием каждого (чтобы немного снизить пафос: да, возможность не платить в этом смысле изрядно помогает). Музыка сегодня — это посредник между человеком и реальностью; это очки, через которые он смотрит на мир; это мотиватор — и демотиватор, психоз — и психотерапевт, боль — и болеутоляющее. «Афиша» всегда рассказывала о том, что окружает современного человека в современном российском городе. «Волна» будет рассказывать о его ближайшем окружении: ближе, чем звуки в твоей голове, нет ничего.

Говорят, что нынешние герои не чета прежним. Что они не так сочиняют, не так играют, не так себя ведут, и вообще за каждым из них стоит команда продюсеров, контролирующая каждый их шаг. Конечно, это неправда. Музыка сейчас — самое демократичное из искусств: чтобы сделать хит, не нужны ни лейблы, ни дорогостоящие студии, ни профессиональные ансамбли — достаточно иметь соответствующий талант и компьютер с выходом в интернет. Индустрия никогда не была устроена честнее, чем сейчас, когда один ролик на YouTube может стать трамплином к стадионам. Музыкантов не стало слишком много, просто каждый из них получил право голоса — включая тех, кто давно умер, так и не дождавшись того, чтобы его услышали. Наше дело — обеспечить честную процедуру выборов.

Говорят, что мы пишем только о молодых и модных, попсовых и поверхностных, корректных и конъюнктурных. Конечно, это неправда. Это не было правдой в «Афише», это тем более не будет правдой в «Волне». Культурное поле в XXI веке находится во всеобщем совместном пользовании — и музыки это касается в самую первую очередь. Можно разбираться в операх Бриттена — и с удовольствием подпевать песне «Пума». Можно после концерта Канье Уэста включить в наушниках третий альбом группы Yes. Можно знать наизусть слова всех песен Моррисси — и испытывать интерес к культурному феномену Стаса Михайлова. Это — нормально. Редакция «Волны» не видит никаких противоречий между группой «Аукцыон» и Ларисой Рубальской, дискографией Sparks и презентацией нового диска Тимати — потому что обо всем об этом можно рассказать интересно. В конце концов, музыка — это не только про звук. Это еще и про антропологию и социологию; про поколенческие различия и общие ценности; про историю и футурологию. «Волна» — и обо всем об этом тоже.

Говорят, что новые русские группы никому не нужны. Что они несамостоятельны, вторичны и непатриотичны. Конечно, это неправда. Пять лет назад на того, кто сказал бы, что пройдет немного времени — и все эти герои маленьких блогов и маленьких клубов будут ездить на успешные гастроли во Францию, Германию и Мексику и собирать толпы на больших фестивалях, посмотрели бы как минимум с недоумением. Сейчас это реальность. Мы не создаем эту реальность — мы ее описываем. Мы не назначаем героев — мы замечаем их первыми. Мы не навязываем свою идеологическую программу — мы просто ее формулируем. Важно помнить: «Волна» — это не финал. «Волна» — это только начало.

Говорят, что писать о музыке — это все равно, что танцевать об архитектуре. Конечно, это правда. Другое дело, что к 2013 году можно уже и понять: танцевать об архитектуре — это не только увлекательно, но еще и полезно. Этим мы и займемся.

Идет волна — прислушайтесь к звуку, пока не начался полный штиль.

Все новости >