Новости
01 ноября 2013

«Он самый знаменитый персонаж, но реально о нем люди ничего не знают» (ВИДЕО)

Итальянский профессор Алессандро Веццози, директор Идеального музея Леонардо да Винчи в его родном городке Винчи, более 30 лет занимается исследованиями творчества гения Возрождения. Ему принадлежит труд «Безграничный Леонардо», написанный совместно с самым авторитетным леонардоведом Карло Педретти. Он призывает очень осторожно относиться к сенсационным заявлениям об обнаружении новых ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений Леонардо да Винчи. Об Идеальном музее, которому исполнилось в этом году ровно 20 лет, о развенчанных мифах о Леонардо и спекуляциях вокруг его имени, о том, кто изображен на портрете «Мона Лиза» Веццози рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.

Что такое Идеальный музей Леонардо да Винчи? В чем заключается его идея, и чем он отличается от других музеев, посвященных гению Возрождения?

Идея заключалась в том, чтобы создать музей Леонардо, с одной стороны, привязанный к территории Винчи, где родился и вырос великий гений. Но при этом, чтобы этот музей стал виртуальным и был открыт всему миру, рассказывая о новых исследованиях и открытиях творчества Леонардо. Своего рода музей - имаджинариум, который в тоже время являлся местом, где можно было бы выставлять предметы искусства из частных собраний на всеобщее обозрение. В основе Идеального музея - исследования творчества Леонардо.

Он - самый знаменитый в мире художник-ученый, но при этом совершенно неизученный. Вокруг Леонардо создаются мифы, легенды, спекуляции, но мало кто знает о реальной ценности его открытий и философии. Поэтому нашей идеей было собрать ценное знание Леонардо из разных дисциплин и областей, объединив их с новыми исследованиями, при этом отделяя вымысел от реального научно обоснованного зерна. Мы не хотели сосредотачиваться на одной из сторон таланта Леонардо - художника или архитектора, ученого или философа, но стремились объединить все его знания в единое сплетение. Понятие заключено в самом значении "Винчи". Древние называли так дерево «винкус», из прутьев которого плелись корзины или подвязывалась виноградная лоза. Наш музей призван восстановить концепцию, так как 500 лет назад Леонардо стоял у истоков не простого эзотерического кружка, а настоящей авангардной академии наук и искусств. Наш музей призывает к раздумью, к осмыслению наследия Леонардо, а оно совершенно безгранично, если воспринимать его творчество комплексно.

Как Вы оцениваете появившиеся в последнее время в итальянских СМИ сообщения об обнаружении ранее неизвестных работ Леонардо да Винчи, например, портрета Изабеллы д'Эсте или фресок в замке Сфорца в Милане? Вы ведь входили в экспертную группу, которая знакомилась с исследованиями так называемой «Айзелуортской Мона Лизы», версии «Джоконды», обнаруженной в начале ХХ века в Англии…

В жизни и творчестве Леонардо слишком много темных и неизведанных пятен, оставляющих множество вопросов. Сохранились тысячи записей Леонардо, значение которых мы не в состоянии понять. Существуют записи о произведениях, которые утеряны. Мы говорим не только о живописи, но и о всех скульптурных работах Леонардо.

Все это порождает множество слухов и домыслов, которые выдают за сенсации. Все исследования творчества Леонардо связаны со знаками вопроса, которых намного больше, чем ответов. Не только СМИ спекулируют информацией о Леонардо, но и рынок антиквариата, на котором стоимость работ Леонардо и его учеников разнится в сотни, а то и тысячи раз. И все это не имеет никакого отношения к культурному аспекту изучения Леонардо.

Когда СМИ начинают сообщать об авторстве Леонардо «Прекрасной принцессы» (женский портрет в профиль или портрет юной невесты, возможно Бьянки Сфорцы, ныне в частной коллекции в Канаде), «Спасителя мира» (считавшаяся утраченной картина, существует около 20 вариантов), «Айзелуортской Мона Лизы» (одна из версий знаменитого портрета) ради меркантильных интересов, а не из-за научной ценности и достоверности исследований, это создает нехорошую спекулятивную атмосферу и ведет к ошибкам.

Атрибуция того или иного произведения искусства должна опираться на междисциплинарные исследования - от исторических документов до химического анализа. И даже после детального изучения истинный специалист не дает окончательного заключения, оставляя толику сомнения. И исследования продолжаются, как в любом случае, если только нет безоговорочных исторических доказательств, что бывает в искусстве крайне редко. И новые вопросы являются мотором этих исследований, стимулом для открытий, источником для поиска. Все, что связано с Леонардо, выдают за новость, потому что, как я уже сказал, он самый знаменитый и популярный во всем мире персонаж, но реально о нем люди ничего не знают. Например, о фрагментах фрески в Дощатом зале в замке Сфорца известно давно, и исследования идут давно, но с точностью пока ничего сказать нельзя.

Читать дальше...

Все новости >