Во власти тьмы
Московский ресторан «В темноте?!» хочет получить исключительные права на использование черного цвета в этом виде бизнеса, сообщают «Известия». Владелец заведения Игорь Медведев подготовил заявку на цветовой товарный знак, индивидуализирующий услуги кафе, ресторанов и гостиниц. Черный цвет отражает специфику оказания услуг в полной темноте, пояснили в ООО «Первая патентная компания», которая занимается регистрацией бренда.
«В последнее время нашу идею стали активно воровать, открываются рестораны с похожими названиями, которые также предлагают обслуживание в полной темноте. Мы решили защитить свои позиции, — рассказал «Известиям» Игорь Медведев. Как пояснил глава «Первой патентной компании» Анатолий Аронов, регистрация товарного знака позволит окончательно решить вопрос с копированием бизнес-идеи в России. «Если мы зарегистрируем цвет, сразу можно будет закрыть все другие темные рестораны, — отметил эксперт. Цветовой знак также закрепит исключительное право Медведева на использование черного цвета в вывесках и интерьере ресторанов.
В России уже есть примеры цветовых брендов. В 2011 году компания Grundfos запатентовала красный цвет своих циркуляционных насосов. Компания провела исследование, согласно которому 96 процентов специалистов по насосному оборудованию связывали красный цвет именно с продукцией Grundfos. Сбербанк России подал в Роспатент заявку, чтобы зарегистрировать фирменный зеленый цвет. «Газпром» регистрирует синий — оттенок горящего газа.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России, преподаватель программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Игорь Бухаров назвал идею запатентовать черный цвет абсурдной. «Почему нельзя открыть еще один ресторан, работающий в темноте, если он будет предлагать совершенно другую кухню, например — японскую? Еще более абсурден возможный запрет на использование черного цвета в вывесках и интерьере, — удивляется эксперт.
Наталья Золотых, гендиректор патентной компании Transtechnology, считает, что шансов пройти регистрацию у ресторана мало. «Мне кажется, экспертиза сделает вывод, что черный цвет не обладает различительной способностью. Этот цветовой знак не обладает индивидуализацией и будет препятствовать другим ресторанам использовать в вывесках и оформлении черный цвет. Нельзя провести грань, где заканчивается предмет охраны и начинается препятствование чужой деятельности», — полагает она.
В свою очередь, Аронов оценил шансы на регистрацию как крайне высокие. «Иначе бы мы не стали за это браться», — заявил он.
В 2006 году врач-офтальмолог, профессор Игорь Медведев открыл в Москве ресторан «В темноте?!» в подвале многопрофильной клиники. Здесь посетители едят в полной темноте, обслуживают их незрячие официанты. За основу была взята концепция французского ресторана Dans le Noir?, первое время московский ресторан работал по его франшизе. Сейчас в России целый ряд ресторанов, обслуживающих посетителей в полной темноте — например, петербургский Dans Le Noir? (его владельцы продолжают платить французам за франшизу) и омский «Вкус темноты».
Представители петербургского Dans le Noir? посчитали затею своих московских коллег крайне странной. «Идея подобных ресторанов не нова. Раньше московский ресторан платил парижскому Dans Le Noir? за франшизу, потом передумал и стал работать самостоятельно. Теперь, оказывается, он собрался стать монополистом в этой области. Это вызывает только недоумение», — заявил собеседник «Известий».
Идея не нова, признает Аронов, но никто в России раньше не додумался зарегистрировать черный цвет как символ темноты.