Новости
Выбор факультета
06 ноября 2013

«ВКонтакте» может не помечать рекламу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подтвердила, что крупнейшая российская соцсеть «ВКонтакте», со вторника централизованно собирающая рекламу для своих групп, не обязана сопровождать оплаченные сообщения пометками «реклама» или «на правах рекламы». Рост конкуренции в интернете может заставить соцсеть отделить рекламу от обычного контента, считают эксперты.

Администрация «ВКонтакте» запустила инструмент, который позволит соцсети зарабатывать на размещении рекламы внутри сообществ и групп по интересам. До сих пор группы «ВКонтакте» сами заботились о своей монетизации, публикуя проплаченные сообщения. Эти сообщения никак не отделяли от прочих, пишет газета Известия.

Теперь в соцсети появился централизованный официальный сервис платного размещения постов в группах — но оплаченные сообщения по-прежнему не будут отличаться от обычных.

— Помечать посты не планируем. Это снизит их эффективность, — объяснил Известиям вице-президент «ВКонтакте» Илья Перекопский. — Против пометок и рекламодатели, и группы. Мы с ними это обсуждали.

В ФАС «Известиям» подтвердили, что нарушения закона здесь нет: помечать оплаченную информацию надписями «реклама» или «на правах рекламы» обязаны только печатные СМИ.

— В законе «О рекламе» нет специальных требований для сайтов, соответственно, и требований со стороны госорганов быть не может, — говорит юрист бюро «Пожарский и партнеры» Инна Паннюк.

Действительно, в законе «О рекламе» наиболее близкая к интернету ст. 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи») содержит лишь ограничения для телефонных справочных. Однако многие популярные в России интернет-порталы, не имеющие лицензии СМИ, — «Яндекс», Google, Facebook и др. — отчетливо выделяют рекламные сообщения из остального текстового контента.

— В 2000-х поисковые системы тоже подмешивали в выдачу рекламу, которая никак не выделялась, — вспоминает аналитик «Финам» Леонид Делицын. — Но конкуренты стали «показывать пальцем» друг на друга и обвинять в нерелевантности результатов поиска.

По-мнению эксперта, и в случае соцсетей конкуренция приведет к отделению рекламы от обычных постов.

— Думаю, и депутаты не оставят ситуацию без внимания, в Думе есть представители рекламного бизнеса, — говорит Делицын.

Как заявил «Известиям» вице-президент «ВКонтакте» Илья Перекопский, до открытия нынешней «биржи рекламы» агентства, работавшие с группами соцсети, «накручивали» комиссии в 100–300%. «ВКонтакте» будет брать от 20% (для небольших групп) до 45% (для крупных сообществ). Возможность вывести из «биржи» деньги, по словам Перекопского, появится в течение месяца.

— В 45% для крупных сообществ входит комиссия рекламных агентств, которая в большинстве случаев будет составлять половину от нашей. Это вынужденная плата агентствам, чтобы в 2014 году существенно вырастить оборот биржи, — пояснил Перекопский.

При этом сообщества сохранят возможность заниматься рекламой самостоятельно. 

— Хотят, пусть работают, — объясняет Перекопский. — Но нужно понимать, что рекламодателям, особенно крупным, нужен сервис. Удобный доступ сразу к тысячам сообществ, аналитика. Приходить к каждому сообществу по отдельности крупным рекламодателям нет смысла.

По мнению Роберто Панчвидзе, сооснователя МДК (одно из крупнейших сообществ «ВКонтакте», 3,7 млн подписчиков), «биржа» будет интересна в основном небольшим группам.

— Что же касается больших площадок, мы сами работаем как полноценное агентство. К нам приходят клиенты, мы их ведем и делаем креативное размещение рекламы, — заявил он.

По мнению Делицына, благодаря такому инструменту «ВКонтакте» сможет зарабатывать до $20 млн в год.

— Проценты, которые будут взиматься с групп, — они нормальные, — считает президент Ассоциации развития электронной коммерции Герман Клименко. — Но это никак не повлияет на выручку самой компании. Если она увеличится на 2–3%, это будет здорово, но вряд ли. Скорее речь идет о долях процента. Все изменится, когда «ВКонтакте» начнет продавать рекламу в видео.

Все новости >