Новости
14 ноября 2013

Музей или парк развлечений?

У слушателей факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» состоялось выездное занятие в Еврейском музее и центре толерантности. Об этом поистине инновационном месте группам «А-3» и «А-4» рассказала руководитель выставочного отдела Мария Насимова. Представляем вашему вниманию фотоотчет и ключевые моменты мероприятия.

«Он другой. Он интерактивен. Сложно определить, на что он больше похож — на музей как таковой или на парк развлечений. Вся информация, которую призвана донести до посетителей экспозиция, имеет разные способы подачи. Она объемна. Она обступает людей, проникает в их сознание, воздействует почти на все органы чувств» - именно такими словами описывается музей на главной странице своего сайта, и, побывав там, понимаешь, что каждое слово правда.


История создания 

Идея возникновения этого музея пришла в 2000 году, когда здание Бахметьевского автобусного парка перешло во владение Федерации еврейских общин России (ФЕОР). К сожалению, этот памятник архитектуры по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова был в плачевном состоянии, он достался ФЕОР даже без крыши. Поэтому на реализацию идеи открытия еврейского музея потребовалось немало времени, сил и средств.

Интересно, что выставочная жизнь этого места началась раньше, чем открылся Еврейский музей и центр толерантности, а именно в 2008 году, когда здание было реконструировано и сдано на три года Дарье Жуковой и Роману Абрамовичу, для создания центра современной культуры «Гараж».

Конкурс на создание в пространстве автобусного парка музея выиграла компания Ralph Appelbaum Associates – крупнейшая мировая компания создающая музеи, которая, кстати, создала  отдельный департамент мультимедиа, чтобы построить этот музей. Над созданием мультимедийных экспозиций не работало ни одного русского человека, все делали испанцы, голландцы, аргентинцы. Многие технологии были впервые созданы ради музея.

Музей было решено назвать Еврейский музей и центр толерантности и создать первую инновационную программу изучения толерантности в школах. Инновационность была единственным способом привести людей в еврейский музей, если не узнать об истории еврейского народа, так посмотреть на технологии. После открытия музея вышел материал на первой полосе The New York Times, в котором говорилось об открытии в России одного из самых инновационных в мире и самого инновационного музея в Европе.


Музей сегодня

Площадь музея занимает больше 8 тысяч квадратных метров, чтобы посмотреть все, что в нем есть нужно потратить не меньше пяти часов, а лучше прийти несколько раз. Кроме непосредственно музея в этом месте есть много интересных мест: детский центр, лекторий, библиотека, Центр авангарда и Центр толерантности, кафе и лавка.

Центр толерантности – это «автономная область в стране Еврейского музея». Это уникальный проект, не имеющий аналогов в России. Впервые в стране создана столь масштабная площадка, способная перевернуть общественное сознание в направлении толерантности. Они разработали методическую программу, которую приняли на федеральном уровне, по которой проводят занятия для школьников и студентов.

Удивительно, но жизнь такого огромного музея поддерживают всего 150 человек, включая всех: менеджмент, IT-отдел, PR, гидов, исследовательский центр, сотрудников кафе, лавки, уборщиков, хостов. Руководит всем этим основатель и генеральный директор Александр Борода.

Музей – полностью частное учреждение, не получающее ни копейки государственных грантов. Бюджет – 6 миллионов долларов, деньги на поддержания музея дают спонсоры, точнее, как говорит Мария, «жертвователи», так как за деньги, которые они пожертвовали, они не требуют ничего взамен: ни логотипов, ни громкого информационного анонсирования, ни отчетов по рекламе.


Основная экспозиция

Основная экспозиция, рассказывающая об истории евреев в России, собиралась шесть лет огромной научной группой русских, американских и израильских ученых. После того, как эту экспозицию собрали, она прошла 14 экспертиз до открытия и четыре уже после.

Для слушателей факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» провели экскурсию по основной экспозиции музея, которая настолько интерактивна, что напоминает аттракцион. Начинается экскурсия с 4D-кинозала, в котором рассказывается всем известная история сотворения мира, возникновение основных религий, и формирование еврейской диаспоры. Благодаря современным технологиям, можно на себе испытать дождь, шторм, нашествие саранчи и переход через Красное море.

После кинозала на огромном интерактивном столе можно увидеть историю миграции евреев, а потом попасть в «штетл» - небольшое еврейское поселение, в котором можно посетить синагогу, принять участие во встрече Шаббата, и даже примерить на себя образ жителя этого места.

Затем, словно путешествуя сквозь время и пространство, посетители перемещаются в типичную городскую кофейню конца XIX — начала XX века, где сидя за столиком можно узнать о проблемах, которые волновали умы еврейской молодежи в то время, а также, благодаря интерактивным столам, найти дополнительную информацию и принять участие в опросе. Дальше все перемещаются в 1917 год, в самый разгар революции, а затем во времена Советского Союза.

Большой зал посвящен Великой Отечественной Войне и Холокосту, на огромных экранах диарамы можно видеть свидетельства очевидцев, людей на фронте, в партизанском отряде, в гетто и концлагере. Боль и страшный опыт войны. Там же есть Мемориал памяти – место скорби, которое спроектировано по подобию детского мемориала в Яд ва-Шем, национальном музее Катастрофы в Израиле.

В части экспозиции о послевоенном времени происходит интерактивный спектакль, из которого можно узнать об установившемся в СССР антисемитизме и жизни евреев в этих условиях. Заканчивается экспозиция историей жизни еврейского народа от перестройки до наших дней.


Сменные экспозиции

Мария Насимова – главный куратор музея, именно она занимается организацией временных экспозиций, которые делаются с целью привлечь людей, которые не посетили бы постоянную экспозицию, но ходят на современное искусство. Временные выставки никак не соприкасаются с основной экспозицией. Выставки делятся по процентам: 50% на современное искусство, 30% – история иудаизма, 20% – авангард и другие проекты. Все выставки связаны одной темой, например, сейчас идет тема «другого», «инаковости», в рамках которой и проходит выставка «Везде чужие».

«Везде чужие» – cпециальный проект в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства. В рамках этой выставки было показано более 90 работ из собрания Эдуарда Померанца. Основное внимание коллекционера сосредоточено на концептуализме и минимализме — как в их исторических вариантах, так и в актуальном искусстве. Среди экспонатов выстаки произведения таких художников, как Франсис Алис, Адель Абдессемед, Марина Абрамович и Улай, Яэль Бартана, Лоуренс Вейнер и многих других. Благодаря этой выставке посещаемость музея увеличилась в 3,5 раза.


Дарья ХАУСТОВА

Все новости >