Новости
Выбор факультета
14 ноября 2013

«Мне нравится, когда кураторы позволяют искусству высказываться самому»

Новый директор РОСИЗО, преподаватель программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Зельфира Трегулова в интервью The Art Newspaper Russia рассказала о том, как нужно делать выставки, чтобы они прогремели.

Сенсация для профессиональной публики — ваше новое назначение. О Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» давно забыли, должность его директора не казалась привлекательной для специалиста вашего класса.

Понимаете, для меня встал вопрос, надо ли оставаться в Музеях Кремля, где я проработала 11 лет, где существует хорошая команда. Кто-то может быть в одном месте всю жизнь, но я больше десяти лет нигде не работала. Мне нужна перемена декораций, обстоятельств, чтобы я вновь почувствовала драйв, чтобы сознание начало фонтанировать. В результате я приняла предложение стать гендиректором РОСИЗО, что в первую очередь подразумевает организацию больших междисциплинарных выставок. Я их делала до работы в Музеях Кремля и Пушкинском музее, и мне интересно вернуться к этому на новом этапе. Хотя, говорят, в одну воду дважды не вступишь.

Извините, но не могу не спросить: известно, что вы были одним из главных претендентов на должность директора ГМИИ им. А. С. Пушкина. Что вы испытали, когда узнали, что этого не случится?

Знаете, я человек, работавший в советских структурах, и знаю, как готовятся и согласовываются такие решение, сколько может быть неожиданных поворотов. Да, моя кандидатура обсуждалась, но по опыту знаю: пока перед глазами не предстанет приказ о назначении, не стоит ни в чем быть уверенным. Вернемся к выставкам. Сейчас это уже совсем другая вода, не бурный океан, как в 1990-е годы. Ситуация изменилась радикально. Я работала во Всесоюзном художественнопроизводственном объединении им. Е. В. Вучетича с 1986 по 1997 год. В те самые 11 лет, когда эта организация делала потрясающие выставочные проекты.

Выставка "Великая утопия" стала для меня и моих коллег настоящим университетом. И еще один проект, на котором отточилось умение делать невозможное, — выставка "Москва — Берлин". "Утопия" состояла из полутора тысяч экспонатов из 56 музеев, а здесь экспонатов насчитывалось две с половиной тысячи, а количество собраний зашкаливало. Это был очень интересный проект: стык времен, поколений, стран.

Такую выставку забыть невозможно, и когда смотришь на невероятный красный кирпич — каталог, то с трудом понимаешь, как можно было сделать два проекта — в Москве и Берлине, чтобы они прозвучали так сильно, впервые показав то, что не было принято.

Но это было время потрясающих открытий. Я не сомневаюсь в ваших профессиональных возможностях, но разве тот период не позади?

Конечно, волна открытий, которая нахлынула на нас в 1990-е годы, не вернется. Но я уверена, что и сегодня можно делать подобные проекты. Не такие острые и масштабные, но вдумчивые, тонкие, с анализом художественных, социокультурных и политических моментов. Прежде всего по ХХ веку, в том числе по соцреализму. Сейчас время спокойной оценки многих явлений, радикализм прежних суждений несколько смягчился. Наверное, можно об этом пожалеть; уходят острота и полемичность, зато возникают мудрость и взвешенность, появляется более детальный и менее снобистский подход. Мы сейчас инициируем проект, который как раз может стать серьезным, зрелым размышлением об искусстве второй половины ХХ века. Но детали еще рано раскрывать.

Читать дальше…

Все новости >