Приглашаем на лекцию Демьяна Сидоренко (ВИДЕО)
Лекция коммерческого директора хоккейного клуба «Спартак» (Москва) Демьяна Сидоренко состоится в учебном центре RMA в субботу, 1 ноября. Тема: «Бизнес-процессы в спорте». Приглашаются учащиеся группы «С-34». Начало в 10.00. При подготовке рекомендуем ознакомиться с видеосюжетом о мастер–классе Максима Мотина, который он он провел для слушателей RMA осенью 2012 года в бытность свою директором по развитию ХК "Спартак", а также интервью, данными им блогу «Неженский хоккей» на портале Sports.ru и программе «Трибуна», выходящей на канале КХЛ ТВ, в сентябре 2012 года.
Максим Мотин: "Мы хотим быть модными" (RMA)
Максим Мотин: "Наша задача -- возродить интерес к хоккею в Москве" (КХЛ ТВ)
Максим Мотин: «Болельщик должен чувствовать себя комфортно» (Sports.ru)
«Идеи одна за другой рождались в наших головах,– вспоминает работу в межсезоньи Максим. –В их реализации нам помогали два специализированных агентства. Так же подключилась «Мосигра». Мы сделали очень интересную, на мой взгляд, фан-зону. Там расположены различные настольные игры. Пока дети заняты играми, родители могут приобретать сувениры и атрибутику, или посидеть в ресторанчике, который в скором времени появиться в шатре.
Что это за шатер?
Шатер в 260 квадратных метров. Работать он будет круглогодично, каждый день. Там же будет находиться самый крупный фирменный магазин спартаковской атрибутики, кафе и детская зона. Мы хотим, чтобы болельщик чувствовал свою сопричастность к команде.
Несмотря на то, что уже перед первой игрой был проведен ряд интересных мероприятий, аншлага на домашних матчах «Спартака» нет, публика не достаточно подготовлена?
Во-первых, безусловно, не бывает чудес. Невозможно сделать все сразу. Более трех тысяч человек на первых матчах - это неплохой старт. Наша задача, чтобы через несколько месяцев в Сокольниках всегда были заполненные трибуны. Я надеюсь, что те зрители, которые посетили первые матчи и получили удовольствие от увиденного до и во время игры, я имею в виду работу с болельщиками, расскажут об этом своим друзьям и в следующий раз придут уже с ними. Сарафанное радио работает лучше всего.
Зрелище – зрелищами, а кушать хочется всегда…
Да, именно поэтому мы полностью поменяли систему питания. Понятно, что еще случаются некоторые накладки, но мы активно работаем над их устранением. После реконструкции открылся спорт-бар «Шайба», который будет предоставлять качественное обслуживание и питание нашим гостям. Изменения коснулись даже таких мелочей, как одноразовая посуда в буфетах, теперь вся посуда, салфетки и так далее у нас с собственной клубной символикой и нашим слоганом «Спасибо, что ты есть».
А что сделали для самых высокопоставленных гостей?
VIP-обслуживание полностью поменялось. Мы сделали капитальный ремонт VIP-сектора. Теперь это вместительная ложа, куда не стыдно пригласить самых дорогих гостей. На первой игре у нас присутствовал главный тренер футбольного «Спартака» Унаи Эмери, комментатор телеканла «Россия 2» Алексей Попов, экс-генеральный директор лондонского "Челси». У нас есть много известных болельщиков, которых мы так же планируем привлекать к различным мероприятиям.
Какие еще акции вы уже успели провести?
Незадолго до начала сезона у нас была акция по распространению абонементов. Болельщикам их развозили игроки «Спартака» и в частности капитан Бранко Радивоевич. Так же некоторые игроки обзванивали болельщиков с предложениями посетить тренировку команды или приобрести абонементы. Перед первой домашней серией прошла акция, которая заключалась в том, что приобретавший билеты на все три матча получал 30 – процентную скидку на них. Так же мы планируем снять ряд видео-роликов с участием наших игроков. Еще одним сюрпризом для болельщиков станет «собственная валюта», мы планируем выпустить фирменные монеты. Но о подробностях пока умолчу.
В глобальном смысле, что пытается донести «Спартак» подобной маркетинговой политикой до общественности?
Мы пытаемся доказать, что хоккей - это семейный праздник, семейный досуг. Да, конечно, болельщики в первую очередь хотят побед, естественно и мы тоже хотим, чтобы команда побеждала. Но мы же не можем сами выйти на лёд. Поэтому, должны сделать так, чтобы болельщикам было комфортно до, во время и после матча. Чтобы молодой человек мог привести на игру девушку, люди могли приходить всей семьей. Чтобы папа знал, что ребенок придет на хоккей и найдет там себе массу развлечений, останется довольным и его снова и снова будет тянуть на эту арену.
Максим, кто креативит вместе с Вами?
У нас есть креативная команда ребят, отдел развития – Маша, Ринат, Андрей, Роман. То есть у нас пять-шесть человек, мы и придумываем, креативим. Пришла в голову мысль – и мы стараемся её реализовать. Смотрим на зарубежный опыт и не стесняемся учиться, смотрим на НХЛ и хотим чтобы «Спартак» был вровень с заокеанскими клубами. Наш департамент занимается коммерческой составляющей развития клуба, развитием его бренда. Мы пришли сюда работать для того, чтоб на каждый домашний матч собирать аншлаги. Я убежден, что эта задача вполне выполнима. С какими трудностями сталкиваетесь в своей работе? У нас очень часто говорят, что если команда будет играть плохо, болельщик не будет ходить на матчи. Но в то же время есть очень много примеров в той же Америке, когда команда является аутсайдером, играет где-то в десятом дивизионе, а на её матчи дворец забивается под завязку. Так что это заблуждение, что дело только в победах.
Давно существует выражение: «Москва – нехоккейный город». Готовы маркетинговыми ходами это опровергнуть?
Я убежден, что можно привести болельщика на трибуны и возродить интерес в Москве к хоккею. Потому, что проблема московских клубов не в том, есть спонсор или его нет. Есть Радулов в составе или нет Радулова. Проблема в том, что, повторюсь, болельщику должно быть комфортно. Даже если собрать самых известных игроков НХЛ в одну команду, но при этом ходить в старый ледовый дворец, где нечего покушать, нечего купить и нет ничего интересного, то придешь пару раз, а потом комфортнее будет остаться дома смотреть игру по телевизору.
Чем, на Ваш взгляд, спорт отличается от других развлекательных мероприятий?
Спорт - это место, которое конкурирует с такими массовыми культурными и развлекательными заведениями как, кинотеатры, ночные клубы, рестораны, боулинги. Поэтому, когда болельщик выбирает куда ему пойти, ему должно быть доступно множество критериев по которым он выберет спорт. Хоккей – это всегда хорошая погода и всегда зрелище. Это не приелось публике, особенно московской.
А что, опять же по вашему субъективному мнению, главное для человека, который пришел отдохнуть на хоккей?
Человеку, прежде всего, должно быть комфортно. И если болельщик себя будет комфортно чувствовать, будет ощущать нашу о нем заботу, он с удовольствием снова и снова придет на хоккей. И важна любая мелочь. Например, на абонементах мы написали обращение к каждому болельщику – «Спасибо, что ты есть, Иванов Иван». Этим мы пытались подчеркнуть, что каждый из болельщиков нам дорог и важен. Он - часть клуба. Это мелочь, но человек каждый день будет с этим контактировать.
А что придумано для подрастающих поклонников «Спартака?
Мы сделали 50 тысяч дневников, отвезли их в школы, раздавали перед матчами. И мы рады, что ребенок будет целый год ходить с ним, контактировать с ним, а вместе с ним весь его класс, папа, мама. Также будем производить качественную атрибутику. Уже заказали в Европе более 150 дополнительных наименований сувенирной продукции. Даже заказали фирменные кеды «Конверс» для молодежи.
Как освещается жизнь клуба в интернете?
Мы активно ведем социальные сети, хорошо представлены в Twitter, Facebook, Вконтакте и в YouTube. Кстати, об интернете. Мы собираемся провести для болельщиков бесплатный Wi-Fi на арене, чтобы у каждого была возможность проверить почту, ответить на важное письмо, или решить какие-то вопросы по работе. Мы понимаем, что живем в Москве и у каждого всегда должна быть рука «на пульсе».
Как строится работа клуба с прессой?
Мы считаем, что наше взаимодействие с прессой должно включать в себя помимо лаконично-строгих обязательств друг перед другом ещё и какие-то шутки, какие-то нестандартные ходы. И тогда будет интересно и прессе, и команде, и всем окружающим. Мы очень уважаем нашу прессу. Надеюсь, что мы будем с ней хорошо и плодотворно работать. Опять же, отдаем себе отчет, что когда пресса о нас пишет – болельщик идёт на стадион, как перестает писать – и болельщик прекращает массово ходить на игры.
Какие акции с прессой уже были проведены?
В день первого домашнего матча «Спартака» в три известных спортивных издания приезжали наши «гладиаторы», привозили аккредитации, желали им хорошего дня и хороших материалов. Это была шуточная акция. Но, по-моему, всем понравилось и все остались довольны. Расскажите о ваших «гладиаторах». Теперь каждый желающий имеет возможность сфотографироваться с нашим гладиатором перед игрой на фоне заливочной машины и получить через пятнадцать минут фото или магнит на память. Помимо этого, со старта чемпионата гладиатор гуляет по Сокольникам. Он сидит в ресторанах, стоит в очередях в банке, ходит по магазинам. Живет обычной жизнью. Эта акция называется «Гладиатор среди нас». И скоро вы увидите ролик на наших каналах в соцсетях на эту тему.
В Сокольниках теперь всегда будет происходить что-то необычное для болельщиков перед игрой?
Да, за несколько часов до начала матча будут происходить какие-то активности на территории ДС «Сокольники». Когда-то в меньшей мере, когда-то в большей. Но обязательно развлекать болельщиков мы будем. Чтобы люди приходили заранее, не стояли в очередях, принимали участие в конкурсах, покупали сувениры, кушали и были задействованы в жизни клуба.
У «Спартака» появилась группа поддержки. Но вопреки всей креативности нового «Спартака» стандартная – девушки-черлидеры. Почему так?
Не из мальчиков же группу поддержки создавать (смеётся). Мы конечно обсуждали, что можно создать «спартаковских бабушек». Но решили, что молодые красивые девушки – это в любом случае более выигрышный вариант. «Спартак» сильно протратился на всё, что сейчас болельщики видят и в чем участвуют перед матчем и во время него? На самом деле было потрачено немного денег. И мы понимаем, что все наши затраты очень быстро окупятся. Конечно, это если мы справимся со стоящей перед нами задачей привлечения болельщиков на матчи. А я уверен, что это вполне выполнимо.