Новости
Выбор факультета
21 ноября 2013

Вопрос открытый

Выбор Сочи в качестве столицы зимних Олимпийских игр 2014 года изменил ресторанный рынок города: сюда пришли федеральные сети, переехали открывать предприятия общепита предприимчивые повара и управляющие из регионов, качество услуг питания изменилось в лучшую сторону. Наряду с этим усугубились проблемы с поставками продуктов, человеческими ресурсами и арендными ставками. Какое будущее ожидает сочинский рынок после Олимпиады – вопрос открытый, пишет Foodservice

Сочи был выбран столицей XXII зимних Олимпийских игр в 2007 г. За шесть лет на территории Имеретинской низменности в Адлерском районе Сочи и в поселке Красная Поляна, где расположены горнолыжные курорты («Роза Хутор», «Лаура» и другие), были построены главные спортивные сооружения для соревнований и отели для размещения участников. Стремительное развитие началось и у самого Сочи. «После объявления о проведении Олимпиады в городе стали активно строить торговые и офисные центры, крупные жилые комплексы, дорожные развязки, начали менять коммуникации, реконструировать парки, ремонтировать дороги, появились новые остановочные комплексы. Перемен очень много», – рассказывает Ксения Пантыкина, начальник отдела аренды сочинского «Городского риэлторского центра». Строительство сложных олимпийских и инфраструктурных объектов потребовало привлечения инвестиций и квалифицированных кадров, в Сочи оживилась деловая жизнь, появилась платежеспособная публика, присутствующая в городе круглогодично. 

«Последние пару лет мы видим в своем кафе деловых людей, которые приходят поработать в спокойной обстановке, активно пользуются wi-fi», – делится Максим Фастов, владелец компании «Конкордия» (управляет пиццерией «Мама Мия» в Сочи и двумя ресторанами в Волгограде). Происходящие в городе перемены активизировали и развитие ресторанного бизнеса. «Представители среднего класса с хорошей заработной платой, прослойка которых в Сочи заметно увеличилась в связи с Олимпиадой, хотят отдыхать, отключаться от работы. При этом город не насыщен развлекательными предложениями, и этот дефицит начали восполнять новые рестораны. Предприниматели стали меньше бояться инвестировать в ресторанный бизнес в надежде, что до, во время и какое-то время после Олимпиады заведения будут полными и успеют окупиться за этот период», – рассказывает Анна Нетягина, президент Ассоциации рестораторов Сочи. 

С похожим расчетом пять лет назад из Новосибирска в Сочи переехали Петр и Наталья Кузнецовы. Вместе с партнером Алексеем Арсеньевым супруги, ранее работавшие ресторанными управляющими, открыли японский ресторан Nippon House (сегодня сеть насчитывает по одному ресторану в Краснодаре, Адлере и Лазаревском, два в Сочи), две блинные «БлинЮга», бар «Хуан Иваныч», два итальянских ресторана «Руккола» и кофейню «Мой кофе». «Тогда мы рассматривали для открытия первого проекта Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Сочи, но после объявления о месте проведения Олимпиады сомнений в выборе не осталось, – вспоминает Наталья Кузнецова. – Мы предвидели перемены, и наши ожидания оправдались: здесь мы создали с нуля свой бизнес и за пять лет открыли порядка десяти объектов». 

В то же время наряду с притоком капитала и платежеспособной публики Сочи за последние два-три года потерял значительную часть отдыхающих, которые предпочли пробкам, перекопанному, строящемуся, пыльному городу другие курорты. По некоторым оценкам, число туристов этим летом по сравнению с 2012 г. снизилось на 40–60 процентов. Это падение особенно ощутили премиальные заведения, часть из которых заработала в городе в расчете на тусовку, а также прибрежные рестораны. «Мы открыли ресторан «Чайка» в здании морского вокзала три года назад, все это время работали очень нестабильно: число желающих отдохнуть в активно застраиваемом городе с каждым годом становилось все меньше», – признается Константин Андрикопулос, директор по развитию компании Bosco.

В ожидании перемен 

Сейчас, за три месяца до начала зимних Олимпийских игр, ресторанный рынок Сочи готовится к еще большим переменам. «Компании-поставщики во всем Сочи должны предоставить номера автомобилей, которые будут доставлять продукты в рестораны в дни соревнований. Нам нужно внести их в реестр, чтобы машины пропустили в ресторан», – делится Борис Зарьков, соучредитель ресторана Red Fox и «Че?Харчо». В «Мама Мия» для ускорения процесса закупки приобрели мопед. «При необходимости сотрудники будут оперативно ездить в соседний магазин за нужными продуктами», – поясняет Максим Фастов. 

Часть рестораторов выдают своим сотрудникам справки о месте работы: незадолго до Игр в Сочи не прекращаются слухи о массовой депортации людей без регистрации или постоянного места работы. По словам Петра Кузнецова, сейчас перед рестораторами стоят две основные задачи: сохранить штат уже существующих сотрудников и обеспечить предприятия бесперебойными поставками на время проведения Игр. 

Дальнейшее развитие ресторанного бизнеса Сочи зависит от того, в каком направлении будет развиваться город после соревнований. Конечно, вопрос, станет ли Сочи мировым курортом, по-прежнему остается открытым, однако в «жизнь после Олимпиады» верят многие. «Сочи – это всесезонный курорт, который привлекает туристов и зимой, и летом. В марте–апреле начинается бизнес-сезон, когда в Сочи проводятся деловые мероприятия и конференции, то же самое будет происходить осенью. У города есть все шансы развиваться как всесезонное туристическое направление», – уверен генеральный менеджер отеля Radisson Blu Resort & Congress Center Томас Хагеманн. «Мы рассматриваем ЮФО как стратегически важный регион в силу потенциала его развития и тех преобразований, которые здесь происходят. Мы верим, что этот туристический кластер имеет будущее», – добавляет директор по регионам ГК «Шоколадница» Михаил Казаков. 

Надежды в рестораторов вселяют и другие перспективы Сочи: в 2014 году здесь пройдет Гран-при России, ставший этапом Формулы-1, и саммит G8, в 2018 году – Чемпионат мира по футболу, продолжит работу филиал «Российского международного олимпийского университета», который готовит специалистов для индустрии спорта. Не стоит забывать о ежегодном «Кинотавре» и, конечно, о солнце, море и горах. 

«Мы ожидаем тусовку будущим летом, надеемся принимать до 2000 человек в день. Думаю, наши прогнозы вполне оправданны: люди вернутся в чистый, красивый, хорошо развитый город, в котором от недавней стройки не останется и следа», – делится Константин Андрикопулос. «В случае негативных сценариев развития российской экономики Сочи и Краснодарский край станут альтернативой зарубежному отдыху», – добавляет Михаил Казаков. Более скептично оценивает будущее города-курорта ресторатор Борис Зарьков: «Если в Сочи сделают игорную зону, он будет как-то развиваться, если этого не произойдет, то ничего не будет. Если построенные спортивные объекты не будут использованы после Олимпиады, например, для тренировок олимпийского резерва, то все придет в упадок». 

Все новости >