Новости
Выбор факультета
06 декабря 2013

«У нас есть небольшая чистая прибыль»

В структуре доходов ФК «Зенит» самостоятельно заработанные деньги занимают 65-70 процентов. Увеличение этой цифры является одной из приоритетных задач клуба. В интервью «Коммерсанту» генеральный директор ФК «Зенит» Максим Митрофанов рассказал о «точках роста», одна из которых непосредственно связана со строительством нового стадиона, и о том, как доходная и расходная части вписываются в концепцию финансового fair play, которую вводит УЕФА.

Каковы ожидаемые финансовые результаты деятельности ФК "Зенит" по итогам 2013 года?

Уже не первый год мы закрываем баланс в ноль. У нас есть небольшая чистая прибыль, она нужна для того, чтобы показывать нормальное финансовое состояние и нормальную отчетность перед контролирующими органами. Но на сегодня основной задачей любого футбольного клуба, и "Зенита" в том числе, является принесение не столько материальных дивидендов своим собственникам, сколько минимизация финансовых объемов, которые собственнику необходимо вкладывать для осуществления основной деятельности клуба.

Статья расходов любого футбольного клуба зависит от того, насколько высокие спортивные задачи он перед собой ставит. К сожалению, ценообразование на трансферном рынке и на рынке заработных плат футболистов — по сути, «черный ящик». Не существует единой международной биржи игроков, а правила торгов опять же закрыты, нет никакой публичной оферты, поэтому каждый случай индивидуален.

Игрок стоит столько, сколько за него заплатили или за сколько его продали. Поэтому если у вас большие задачи и вы наращиваете объем трансферных сделок, покупаете большее количество игроков более высокого уровня, то ваша прибыль будет съедена.

А каковы основные финансовые показатели ФК «Зенит» в абсолютных цифрах?

Бюджет клуба на настоящий момент составляет в зависимости от сезона 130-150 миллионов долларов. Соответственно, эта цифра плюс-минус является и суммой доходов и расходов. Клуб не направляет даже небольшую норму прибыли на выплату дивидендов, оставляет ее для совершения дальнейшей операционной деятельности.

Как показатели «Зенита» вписываются в систему финансового fair play, которую постепенно вводит УЕФА?

Финансовый fair play позволит разобраться в футбольном бизнесе каждого клуба, привести его к определенным стандартам. Поскольку мы и ЦСКА участвовали в экспериментальном первом этапе, мы проходили аудит. Вот в части, например, доходов от стадиона у нас есть заключение от УЕФА о том, что мы делаем все правильно, у нас очень хороший, выше среднего доход, но объективно вместимость стадиона не позволяет получить цифры, соответствующие европейским стандартам.

С этой точки зрения мы обладаем большим потенциалом. Когда в 2010 году мы рисовали графики и создавали стратегию развития футбольного клуба, то в качестве горизонта обозначали 2014-2015 годы. Тогда предполагалось, что как раз к 2013 году новый стадион будет сдан, а на 2014-2015 годы планировали получение некоей нормативной прибыли и выход на уровень крупнейших европейских команд. По этому показателю мы попали бы в топ-10 Европы.

В настоящий момент с точки зрения планирования клуб находится в 2006 году. То есть в той точке, когда новый стадион только начинали строить. И мы, к сожалению, не много можем сделать в этом направлении. Что касается телевизионных прав, то в этом сегменте доходов катастрофически сложная ситуация, потому что рынок телевизионных прав в России совершенно неразвит.

Если говорить о третьем блоке — коммерческих правах, то мы их делим на две составляющие. Это доходы, которые мы зарабатываем полностью самостоятельно, и доходы, которые мы получаем дополнительно от газовой группы, компании "Газпром", нашего спонсора. Разделение необходимо для оценки работы клуба, чтобы понимать, насколько он стал интересен рекламодателям.

А можете назвать абсолютные цифры?

Вы знаете, абсолютные цифры мы называть не будем, но я скажу так. Сейчас уполномоченная УЕФА компания проводит анализ релевантности наших доходов. И получается, что в настоящий момент около 80 процентов тех услуг, которые оформлены в наших контрактах и оценены соответствующим образом европейскими специалистами, признаны релевантными, то есть не просто компания «Газпром» заплатила, а это действительно столько стоит, сколько она заплатила. Оставшиеся 20 процентов являются не столько переплатой, сколько следствием того, что во многих контрактах не нашли отражения те реальные услуги, которые клуб дополнительно оказывает спонсору, но не прописывает в контракте.

По ряду вопросов, в том числе по налоговому законодательству России, невозможно прописать предоставление билетов на футбольный матч, лож и каких-то нематериальных благ, таких, например, как участие игроков в корпоративных мероприятиях, неформальные встречи со спонсорами и рекламодателями. На самом же деле в Европе за все это берут деньги. И немаленькие. Просто их налоговое законодательство позволяет это оформлять как сделку, а наше не позволяет и не понимает даже, что это за продукт — общение со звездами, почему за это нужно брать деньги, тем более такие большие. Но поскольку существуют подобные виды услуг, то они соответствующим образом могут приниматься УЕФА в качестве обоснования релевантности.

Помимо прочего, европейские специалисты обратили внимание на то, что у нас есть огромная проблема в России, связанная с пиратским телевидением. Это то телевидение, которое официально не существует, но оно есть. Соответственно, следует считать количество пиратских показов, трансляций и объем наших неучтенных контактов с аудиторией.

Читать дальше…

Все новости >