Новости
Выбор факультета
14 января 2014

«Стать коллекционером может каждый»

У слушателей факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» состоялось занятие в галерее «Проун» на Винзаводе, которое провели генеральный директор галереи Мария Салина и исполнительный директор Дарья Макарова. Предлагаем вашему вниманию фотоотчет и ключевые моменты лекции.

Галерея «Проун»

Галерея существует на Винзаводе с 2007 года и отличается от остальных галерей в этом арткластере тем, что работает не столько с современным искусством, сколько с вещами «более музейного свойства», в основном первой трети XX века. В первую очередь это круг Малевича, с которым, кстати, и связано название, проуны – термин, введенный Эль Лисицким, обозначающий проекты утверждения новой формы. Кроме русских авангардистов в галерее проводятся выставки наивного искусства.

В рамках одной выставки могут быть смешаны несколько направлений, например, выставка «Путешествие в Азию» объединила живопись и литографии Павла Кузнецова, фотографии Александра Хлебникова, старинные национальные костюмы из собрания Таира Таирова.

Были в истории галереи и международные выставки. Например, в 2011 году по заказу Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ был организован выставочный проект «Рядом» в «Доках на Сене» (Франция). В этом проекте были объединены традиционное искусство, авангард и актуальные творческие практики от художников 11 стран-участниц СНГ. Мария Салина: «Это был действительно сложный проект, мы одновременно выступали и предоставляющими и принимающими художественные работы. Отобрать работы из одиннадцати стран и привезти все во Францию было непросто, но это отличный опыт».

В «Проун» работают как с музейными институциями, так и частными коллекционерами, галерея специализируется на сложных синтетических проектах, стараясь соединять экспонаты и из музеев, и из частных коллекций. Несмотря на то, что основное направление – это работы авангардистов, современных художников здесь тоже можно встретить. Современное искусство вплетено в канву выставочной деятельности настолько деликатно, что диссонанса с основной идеей галереи не возникает.

Дарья Макарова: «Так как мы существуем достаточно давно, очевидно, что основные знаковые работы русского авангарда мы уже показали, поэтому должны продлять хронологию и выставлять более современные работы. В этом году мы вышли за рамки первой третьи XX века и перешли на 30-50-е годы. Выставка «Есть метро!» – первая в цикле, посвященном 30-50-м годам. Цель этого проекта – «вытащить» из тяжелого тоталитарного контекста какие-то предметы того времени и поместить в легкое пространство галереи, тем самым помогая людям по-другому посмотреть на вещи, без давящей идеологии».


Есть метро!

Дарья Макарова: «Мы в первую очередь хотели сказать не об архитектуре метрополитена, а о его интерьере, художественном оформлении, поэтому собрали вещи связанные именно с этим». Это эскизы станций, осуществленных или не принятых к исполнению, детали декоративного убранства, эскизы этих деталей, фотографии метростроевцев за художественной работой.

Есть на выставке эскизы станций Александра Душкина и Алексея Щусева, скульптура Матвея Манизера, уникальные эскизы Александра Дайнеки, которые ранее никогда не экспонировались, даже на его персональной выставке. В экспозиции представлены интересные макеты двухэтажных станций, которые, к сожалению, так и не осуществили.

Дарья Макарова: «Это сложная для нас выставка, которая собиралась из многих источников. Мы договаривались с музеями, наследниками авторов работ, познакомились с архитектором московского метрополитена, добывали проекты студентов из МАРХИ».

Мария Салина: «Нам жалко разбирать эту выставку, мы ее полюбили и главное – к ней большой интерес у людей. Тема метро близка для любого москвича, ведь метро – это место, где мы проводим много времени. Да у иностранцев эта экспозиция пользуется популярностью».


Особенности работы

В галерее обычно реализуется шесть-восемь проектов год, в среднем продолжительность выставки 1,5-2 месяца. Сколько продлится та или иная выставка зависит от множества факторов, в первую очередь, конечно, от интереса зрителей. Также играет роль и процесс, и стоимость ее создания: если на выставку ушло много времени, сил и денег, просто нецелесообразно разбирать ее раньше, чем все заинтересованные люди смогут ее увидеть.

«График расписан на три-четыре выставки вперед. Впрочем, все достаточно гибко, что-то может отпасть, появляются незапланированные, но очень интересные проекты, которые не хочется упускать. В этом смысле у частной галереи есть преимущества, ведь мы не связаны с вышестоящими инстанциями, не должны ни перед кем отчитываться и вольны корректировать график, как считаем нужным» – объясняют галеристы.

При отборе работы для экспозиции в галерее очень внимательно смотрят на провенанс – историю художественного произведения: отзывы, характеристики, заключения экспертов. «И если есть сомнения, лучше сразу отказаться, чтобы не нарушать репутационную историю галереи» - поясняет Дарья.

Иногда попадаются произведения, у которых нет истории, тогда, даже если они подлинные, работать с ними сложно. Ведь вещи должны жить, когда они лежат в сундуках, они выпадают из культурного оборота. Работа, которая не включена в каталоги, не принимала участия в выставках, и о которой не знают специалисты, вызывает сомнения в подлинности, и, следовательно, ценится меньше работы с хорошим провенансом.


О рынке

Мария Салина: «Проблема рынка в России в том, что он достаточно жестко делится на две категории людей: на тех, кто готов тратить очень большие деньги и тех, кто готов покупать только совсем дешевые вещи. У нас мало среднего класса. Знаете, когда в Европе приходишь в гости к человеку, у него на стене можно увидеть хорошие работы молодых художников. У нас же при слове «коллекционер» люди сразу представляют себе олигарха. Во многом формированию такого представления способствует пресса, в которой открытие выставки описывается как нечто очень богемное и «только для своих», с перечислением фамилий известных людей.

Однако стать коллекционером может каждый, не имея каких-то невероятных денег. Ведь приятнее украшать свой дом не репродукциями в массивных багетах, а произведениями искусства, которые, к тому же могут стать хорошей инвестицией».

Также Мария и Дарья рассказали слушателям бизнес-школы RMA, на чем можно экономить при открытии галереи, о нюансах страховки и логистики, об особенностях монтажа, о работе с клиентами и с коллегами-галеристами, и о том, где искать покупатели и как продвигать свою выставку, и даже поделились пока секретными планами на будущее.


Дарья ХАУСТОВА

Все новости >