«В первую очередь, арт-менеджер должен любить искусство»

Профессиональная команда, устойчивая экономическая модель и желание изменить мир вокруг.
Начало дня
Мое утро не отличается неожиданностями – я завариваю себе чашку крепкого черного чая для бодрости.
Кумиры
У меня нет кумиров. Но люди, профессиональная деятельность, которых не может быть не интересна – это худрук театра "Практика" Эдуард Бояков, американский арт-диллер и коллекционер Ларри Гагосян, глава департамента импрессионистов и модернистов аукционного дома Christie's Джованна Бертаццони и французский бизнесмен и коллекционер Бернар Арно.
Арт-бизнес
Арт-бизнеса в России не существует в чистом виде, он носит разные формы. Арт-рынок формируется благодаря профессиональной инфраструктуре: образованию, СМИ, школе критики, наличию художественных резиденций и так далее. Управление в российском арт-бизнесе часто носит непрофессиональный характер. Задача Центра современного искусства как раз институциональная: мы формируем среду, провоцируем культурные процессы и проводим исследования. В обществе мы играем роль культрегера. Галереи же рассчитывают на коммерческий успех, и совершенно иначе выстраивают свои отношения в поисках человеческих ресурсов и работ с представителями творческих профессий, коллекционерами. Их основная задача – привлечь талантливого художника и сделать его известным.
Арт-образование
По сравнению с западными программами управления культурными проектами, наши, к сожалению, им уступают в технологическом уровне. Я считаю, что профильное образование в сфере менеджмента и экономики только укрепит позиции человека, интересующегося искусством, но, в первую очередь, он должен любить искусство. Не могу не упомянуть бизнес-школу RMA: у них существует образовательное направление «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» – курс, созданный для подготовки арт-дилеров, кураторов, арт-менеджеров, галеристов и предназначенный для всех людей, которые стремятся сделать карьеру в области искусства. Или, например, Московская высшая школа социальных и экономических наук. На факультете управления социокультурными проектами «Шанинки» открыта магистратура с программой арт-менеджмента.
Современное искусство в 2013 году
В целом, рынок был динамичен и лоялен к современному российскому искусству и на будущее я настроена оптимистически. Выход российского искусства на торги международных аукционных домов стал прорывом в развитии российского арт-рынка – русские современные художники оказались в топ-лотах и поднялись до очень высоких цен. Не так давно на российской арт-сцене появился русский аукцион VLADEY, полностью посвященный искусству современных художников живущих в разных городах России и мира.
Итоги 2013 года
Должность Советника Министра культуры Российской Федерации потребовала от меня большего внимания к вопросам дополнительного образования, но в 2013 году я вновь погрузилась в работу ЦСИ "Винзавод". На данный момент приоритетными для меня направлениями стали тема кластерного развития и консалтинг. Центр живет и развивается, и я развиваюсь вместе с ним.
Планы на 2014
В новом году базисом новой выставочной программы станет кураторское высказывание, отражающее культурные процессы в стране и мире в целом. Наш центр запустит серию своих собственных выставочных проектов, обозначенных темой "Фокус на реальность". Отличительной чертой новой программы станет акцент на активное взаимодействие российских и иностранных художников. Также мы планируем запустить череду новых проектов, таких как программу арт-резиденций, лекционно-просветительскую инициативу в формате философского клуба, паблик арт-программу.