Побудем немного медузами
Марк Цукерберг сфотографировал в своем душе паука и отправил снимок в приложение Jelly с вопросом: можно ли оставить его тут пожить? Через девять минут последовал ответ: это паук Phidippus johnsoni (который прыгает и кусается), и лучше его переселить. Новость, разумеется, облетела все техблоги, после чего стало понятно — нельзя просто так взять и пройти мимо Jelly.
Речь о том, как спросить коллективный разум про вещи, которые трудно описать словами. Если вы не очень уверены в том, что собираетесь сейчас съесть, снимите эту штуку телефоном, обведите маркером и добавьте короткий вопрос. Jelly передаст фотокарточку друзьям из фейсбука и твиттера и друзьям друзей, которые тоже установили себе это приложение.
То есть Jelly это сразу и Quora, и соцсеть, и визуальный поиск Google Goggles, при этом ни то, ни другое, ни третье. В Jelly нет экспертов, все слегка друг с другом знакомы и формально равны. Здесь нет архива, комментариев и прочих социальных улик. Goggles, гугловский распознаватель всего, мог бы стать вторым лучшим изобретением для мобильных (после распознавателя музыки Shazam), но его алгоритмы пока несовершенны и толку от него мало. В Jelly задействован более эффективный алгоритм — знакомые и не очень знакомые люди, которым нечем заняться.
У затеи невероятно удачный старт. Редакторы Apple уже отправили Jelly в свой топ «Best New Apps», и чем дальше от Калифорнии, тем больше в местных газетах сообщений в духе «Google, поберегись». Если верить некоторым подсчетам, люди уже задали сто тысяч вопросов и на четверть из них получили ответы — хороший результат для приложения, которому чуть больше недели от роду. Между тем среднестатистический пользователь, поставивший ему в App Store оценку 2,5, кажется, в ярости. Судя по комментариям, люди ожидали новый Snapchat и чудо, а получили окошко для твитов, адресованных неизвестно кому (Jelly не показывает людей, которые увидят ваш вопрос).
Тут можно гадать о причинах шумихи и последующего разочарования. Популярность Q&A-сервисов в принципе. Биз Стоун в качестве создателя Jelly (он же сооснователь твиттера и блог-платформы Medium). Боно и Эл Гор в качестве инвесторов. Может быть, страсть во всем видеть будущий инстаграм, упоминание которого в одном ряду с Цукербергом сразу провоцирует фантазии об очередной сделке на миллиард долларов.
Но если посмотреть на Jelly как на приложение одной функции — как Facebook Messenger или Bang With Friends, — идущее в довесок к социальным сетям, то все встанет на свои места. Вряд ли кто-то использует фейсбук или твиттер, чтобы только лишь задавать друзьям вопросы. А вот в случае с Jelly это нормально.
С одной стороны, приложение подразумевает краудсорсинг знаний, спонтанный и необязательный, в режиме «что вижу, про то и спрашиваю» и «захочу — отвечу». С другой стороны, понятно: ко всему этому не надо относиться всерьез, это не энциклопедия и даже не «Ответы@Mail.ru», а скорее очередной способ проявить сетевую солидарность и обратить на себя внимание (или как минимум источник мемов и отраслевых утечек).
«Люди, в сущности, добрые, — по-сократовски оптимистично сообщает нам Биз Стоун в своем блоге, — надо только дать им возможность проявить эту доброту. Наш проект назван в честь медуз, которые, при всех своих недостатках, учатся сотрудничать друг с другом уже 700 миллионов лет, и у них хорошо получается». О'кей, побудем немного медузами.