Новости
Выбор факультета
31 января 2014

Приглашаем на лекцию Марины Лошак (ВИДЕО)

Лекцию для студентов факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" прочитает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак. Тема: "Организация выставок. Подходы к формированию коллекции". Занятие состоится в среду, 5 февраля, в лектории ГМИИ им.Пушкина (Колымажный переулок 6, строение 2). Начало в 18.00. При подготовке к занятию советуем ознакомиться с отчетом о лекции, которую Марина прочитала ранее.

«Любая выставка должна пробуждать эмоции» 

Организация выставок – сложный процесс, требующий от людей, им занимающимся, не только профессиональных навыков, знаний и опыта, но и «внутренней свободы», позволяющей создавать проекты, способные давать сильный эмоциональный заряд посетителям. А это и есть конечная и самая главная цель любой выставки. Именно так считает арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак, которая рассказала слушателями факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA об основных составляющих успешного выставочного проекта.

О спикере: Марина Лошак – одна из ведущих кураторов русского авангарда, галерист, арт-менеджер, искусствовед, коллекционер наивного искусства и головных уборов. Сооснователь, совладелец и арт-директор галереи «Проун» на ВИНЗАВОДЕ. В настоящее время является арт-директором московского музейно-выставочного объединения «Манеж».

FhО выставках коммерческих и некоммерческих

«Самое важное, с чего начинается любая выставка – это понимание цели. И тут есть большая разница между проектом коммерческим и некоммерческим. От того, в каком из них вы работаете, будет зависеть и то, какие работы и как вы будете показывать.

Музеи и другие государственные арт-институции достаточно консервативны в силу того, что им приходится постоянно преодолевать неповоротливую систему бюрократии.И это то, с чем я столкнулась первый раз, придя работать в «Манеж». В то время как галереи – структуры более гибкие, что позволяет им быть законодателями трендов. Достаточно в качестве примера назвать одну из самых влиятельных галерей современного искусства – White Cube.

У тех, кто работает в галереях, всегда есть ряд преимуществ. Самое главное из них –возможность принимать решения самостоятельно. И если у галереи серьезные намеренья, то эти решения будут связаны с ответственностью перед тем искусством, которым она занимается. И тут очень важна связка «галерист – художник/куратор – коллекционер». Я говорю о художнике и кураторе вместе, так как они являются основным звеном арт-рынка. Фигура куратора/художника –это то, к чему стоит стремиться. Для этого, в первую очередь, как ни банально это прозвучит, важно осознать себя как личность. Ведь человек, создающий искусство и показывающий его, должен быть внутренне свободным, чтобы проект, над которым он работает, получился органичным».

О целях выставок

«Если говорить о коммерческих выставках, то тут все предельно просто. Их цель – продать произведения искусства. Что же касается некоммерческих проектов, то тут совсем другие задачи.

Самые первые выставки возникли тогда, когда художник и его ассистентрешали, что надо показать написанныекартины. Выглядело это обычно в виде шпалерной развески, когда собирались все имеющиеся картины мастера и размещались на плоскости стены сверху донизу вплотную, без промежутков. Самое странное, что в некоторых европейских музеях этот тип развески сохранился до сих пор, но в силу того, что визуальный язык современного человека очень изменился, то воспринимать картины в этом случаем мы может исключительно как инсталляцию.

Еще один характерный для музея тип выставки – выставка-информация, где все произведения, представленные к показу, призваны о чем-то рассказать посетителям. Их основная особенность в невнимательности к деталям, чтовызывает, опять же, смешанные чувства у зрителейискушенных.

Как мне кажется, основная цель любой выставки – пробуждать в человеке эмоции, не важно положительные или отрицательные. А самое страшное, когда посетитель выставки выходит пустым.

Поэтому, когда мы только продумывали проект развития «Манежа», мы ставили перед собой задачусоздать место для всех, куда может зайти абсолютно любой человек и получить сильный эмоциональный заряд. Мы изначально решили, что наше пространство будет многопрофильным, а наша конечная цель – заинтересовать человека чем-то новым, раздвинуть границы его кругозора. Тут весь секрет в «крючке», который его зацепит. К примеру, наша выставка «Советский дизайн 1950-1980-х» – это общедоступный проект, призванный всколыхнуть те ностальгические чувствам, которые живут в глубине души каждого из нас. Ее проходимость была огромной. Но особенно приятно было, когда мы замечали, что люди, пришедшие посмотреть именно ее, затем проходили в другие залы и оставались смотреть проект «Воллар и его художники» в рамках программы «Книга художника», которая изначально была рассчитана на зрителя более насмотренного.

Таким образом, на первом этаже у нас сформировалось так называемое «пространство впечатлений», где будет выставляться искусство, не требующее анализа, но в то же время способное вызвать сильные эмоции. Пример одной из самых известных инсталляций такого типа стал проект «Rain Room», открывшийся осенью прошлого года в лондонском центре искусств Барбикан. Это отличный пример как современные технологии смогли сотворить маленькое чудо, способное поразить любого человека вне зависимости от возраста и социального положения. И это то чудо, которого в нашей жизни очень не хватает! У нас такой такое чудо уже создал Чарльз Сэндисон. И в будущем, мы планируем показывать как можно больше таких проектов в России».

О том, что важно при создании выставки

«Во-первых, важно правильно отобрать работы, которые будут выставляться. Есть множество примеров, когда неряшливый отбор губил даже самую хорошую выставку. Яркий тому пример, выставка графики прекрасного Александра Дейнеки в ЦДХ на Крымском Валу. В погоне за абсолютно музейным желанием «показать все», организаторы получили «каталог-резоне», где на одной стене с шедеврами автора соседствовали работы не лучшего качества, которые когда-то были сделаны на заказ. И если человек, идя по выставке, понимает: «Вот, тут должна стоять точка, зачем же еще 15 залов?», то значит, вы произвели неправильный отбор.

Второй важный момент – это организация пространства выставки, ее дизайн. Любой выставочный проект должен быть органичным, то есть продуманным и реализованным так, чтобы зрители, ходя по залу, не отвлекались на непродуманные детали. И тут есть разные крайности – когда дизайн полностью отсутствует и когда он превалирует над экспонируемыми объектами. Чтобы избежать этих ошибок, кураторам и организатором нужны очень грамотные дизайнеры, которые скорее архитекторы, чем художники. Единственная проблема – таких людей, которые могут побороть пространство, не сломив экспонируемые объекты, в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Мне посчастливилось дружить и постоянно сотрудничать с одним из них – Юрием Аввакумовым. Этот человек может придумать все за вас, и он всегда умеет найти именно то, что нужно.

И наконец, для человека, занятого в арте и организующего выставки, очень важна общая насмотренность. Необходимо выбираться на биеннале, следить за актуальными трендами. И помнить, что мы все ответственны за отечественное искусство, которое нужно продвигать и выводить на мировую арену».

После лекции слушатели факультета «Арт-менеджент и галерейный бизнес» получили возможность осмотреть действующую выставку из истории отечественного автопрома «Поехали», а также посетить открытие выставки «DIOR COUTURE. ПАТРИК ДЕ МАРШЕЛЬЕ» в рамках VIII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2013».

Все новости >