Новости
17 марта 2014

«Искусство прямо-таки переполняет город»

Завершилась ярмарка ARCO Madrid, самое знаковое арт-событие в Испании. Обзор главных событий ежегодной выставки, собирающий более 10 тысяч коллекционеров и арт-деятелей -- в отчете студентов бизнес-школы RMA, изучающих «Арт менеджмент и галерейный бизнес» под руководством Николая Палажченко.

 

Поспешно заключались последние договоры, прощания заменяли приветствия, и яркие красные точки, сообщающие о том, что произведение продано, заполняли собой стены галерей. Крупнейшая испанская арт-ярмарка ARCO-Мадрид подходила к концу, и эксперты решали , оправдан ли всеобщий оптимизм по ее поводу. «Ярмарка прошла идеально. В этом году стало очевидно, что институциональные стенды, нарушавшие чисто коммерческую концепцию события, привлекли профессиональных коллекционеров», - заявил Хосе Гуирао, информационный директор ярмарки.

ARCO в Мадриде — это 164 галереи основной программы плюс 55 кураторских проектов, которые представили избранное искусство от авангарда до наших дней из 23 стран мира. Несмотря на то, что большая часть галерей представляла испаноязычный мир: 66 испанских галерей, 31 галерея из стран Латинской Америки, все же благодаря многочисленным параллельным проектам, на ярмарке были обширно представлены немецкие стенды - 32, США в этом году были представлены 11 галереями, 3 галереи из Великобритании, 12 французских галерей. Специальный гость ярмарки 2014 - Финляндия (Россия была почетным гостем в 2011 году). Из 70 существующих финских галерей здесь присутствовали 13.

 

Концепция ARCO - осознанный выбор кураторов, которые стремятся сохранить аутентичность ярмарки и утверждают ее с позиции особенного национального проекта. Отсюда и процентовка участников: в целом 30 процентов испанские галереи, и 70 процентов из других стран. В Generalprogram соотношение немного меняется, 40 процентов испанские галереи и 60 процентов – важнейшие международные галереи, среди которых: Nicolai Wallner (Копенгаген, Дания), Piter Kilchmann (Цюрих, Щвейцария); Bob Van Orsouw (Цюрих, Щвейцария); Andersen’s Contemporary (Копенгаген, Дания); и Kewenig (Колония, Германия); а так же другие большие галереи, такие как Esther Schipper (Берлин, Германия); Chantal Crousel (Париж, Франция); Vera Munro (Гамбург, Германия); Mehdi Chouakri, (Берлин, Германия); Vermelho (Сан-Пауло, Бразилия); Gregor Podnar (Берлин, Германия); Juanade Aizpuru (Мадрид, Испания); Oliva Arauna (Мадрид, Испания) и Mai 36 (Цюрих, Щвейцария).

 

Постоянный поток продаж, осуществляемых частными учреждениями и коллекционерами, в основном зарубежными, давали владельцам галерей надежду на то, что ярмарка в этом году станет поворотным моментом в истории ARCO. Государственные институты тоже внесли свой вклад в арт-рынок, хотя и менее щедрый. Так, музей королевы Софии приобрел 17 представленных работ, на общую сумму в 204, 625 евро. Эти показатели ниже, чем на ARCO -2013, когда они заплатили 318,799 евро, что, в свою очередь, в половину меньше, чем их инвестиции на ARCO -2012 (700 тысяч евро). Большинство из купленных работ выставлялись ранее в испанских галереях.

Одной из самых удачливых галерей стала Fucares, с серией «Турки в Германии» художника Хёфера. «Эта ярмарка была иной по хронометражу: в первые дни покупок было меньше, чем в прошлые годы. Однако пятница и суббота стали лучшими днями, так как мы сумели заключить больше сделок», - сообщил владелец галереи.

 

К особенностям, которые отличают ARCO от других ярмарок можно отнести концентрацию галерей, которые продвигают одного или двух художников, так называемые Solo Projects, которые в этом году фокусировались на Латинской Америке под руководством куратора Марсио Харума и его коллег.

По словам директора ярмарки Карлоса Урроса - это было успешно и с точки зрения коммерции, и с позиции продвижения художника. Для Алваро Алказара начало недели было «потрясающим по количеству сделок с участием иностранных коллекционеров». Настолько, что к пятнице все расходы были покрыты.

Французский отель станет новым домом для скульптуры Сирвента, возглавлявшей стенд Алказара. Три других художника, которых он представляет, также привлекли покупателей: «LasMeninas» Лаго, «Vouloir-Saisir» Эдмондсона, «Proyecto de Doha» Гараизабаля были проданы за 12 тысяч евро. При этом основными покупателями ProjecteSD стали испанские коллекционеры. Один из них приобрел полотно Вермеерша за 24 тысячи евро, а работа Каногара была продана за 60 тысяч.

 

Приглашенные зарубежные галереи также были высоко оценены как покупателями, так и критиками: финский художник Brotherus (AMA) был номинирован на награду, присуждаемую Фондом АРКО, и несколько его портретов были проданы в первые же дни. Среди них был «Le Chemin» за 7, 5 тысяч евро. С такими показателями можно уверенно говорить о том, что арт-рынок постепенно выходит из кризиса.

Хуана де Аизпуру, галерист с 43-летним стажем, как и многие другие, упомянула о вполне достойных для пост-кризисного периода результатах ярмарки. Большая часть коллекционеров, которые сегодня покупают на ARCO представляют Венесуэлу и другие страны Латинской Америки, также большим потенциалом обладает и российские покупатели. По словам Карлоса Уроса, директора ARCO, ярмарка активно развивается. Для коллекционеров создаются все условия, разрабатываются специальные программы по привлечению новых партнеров и оптимизации форм сотрудничества.

В условиях кризиса, ярмарка осталась без финансирования из бюджета страны, хотя и получила поддержку со стороны правительства, в основном в части промоушена. По словам директора ярмарки, для ARCO гораздо важнее качество искусства, выставляемого на стендах, поэтому площадь выставочного пространства была сокращена, а цены на билеты после того как количество посетителей перевалило за 170 тысяч человек, подняты до 40 евро: таким образом был достигнут положительный коммерческий баланс.

 

В дополнение к основной программе ARCO предложила гостям ряд параллельных проектов. Opening: Специальный раздел, отведенный 29 молодым галереям, которым еще не исполнилось семи лет. SoloProjects: Раздел мадридской ярмарки, посвященный близким испанцам по духу галереям из Латинской Америки. ARCO KIDS, художественная мастерская для детей; И ставший уже традиционным раздел ART Press.

Еще одна интересная особенность ярмарки состояла в том, что изначально ее организаторы пошли по пути просветительскому, позволяя посетителям не только смотреть, но и понимать искусство. ARCO предлагала  форумы, лекции и встречи по двум направлениям: «коллекционирование» и «художник». В них участвовали  первые лица арт -- сообщества, такие, например, как Kasper Koenig, который в первый день ярмарки провел сессию на тему планирующейся биеннале Манифеста 10 в Санкт-Петербурге.

АРКО Мадрид спровоцировал всплеск искусства, который распространился по всему Мадриду. Многие студии и художники вдохновлялись ярмаркой и проводили собственные примечательные мероприятия. Одним из наиболее достойных упоминания событий стала выставка «Numerar, nombrar, pensar», открывшаяся в студии кубинского художника Карлоса Гараикоа. Это групповое шоу, фокусирующееся на взаимосвязи искусства, математики и различных литературных техник. «Я пригласил группу художников, которые так или иначе работают с системами счисления, а также тех, кто работает со словами», -- объяснил Гараикоа. -- Их концепции - скорее предмет дискуссий о науке, чем об искусстве».

Другим оживленным местом стала La New Gallery, которая представила выставку La New Fair. Её куратор, Семирамис Гонзалес, рассказал, что это «нечто среднее между ярмаркой и шоу с участием новых художников, которые не представлены в галереях». Выставка совмещает в себе скульптуру, живопись, фотографию и моду, и, по словам самого Гонзалеса, представляет собой «панораму искусства молодежи». «Искусство прямо-таки переполняет город», -- заключил Карлос Гараикоа. «Лучшие музеи, лучшие кураторы… Мадрид, будучи большим городом, вообще отличается очень интересным арт-движением,… Но никогда это не выражается настолько ярко, как в неделю АРКО!»

Материал подготовлен студентами программы «Арт -менеджмент и галерейный бизнес” RMA в рамках стажировки на ARCOmadrid 2014: Томчук Лариса, Богус Татьяна, Вяземская Мария, Яковенко Юлия, Проскурина Анастасия, Кукуй Римма, Анисова Светлана, Мартынова Лора, Кляшня Марина, Пачкалова Анна, Безрукова Ирина, Белобородова Елена. Фото участников стажировки, а также порталов www.art.sy , www.blouinartinfo.com  

Все новости >