Новости
Выбор факультета
26 марта 2014

Приглашаем на лекцию Владимира Бабкова

В понедельник, 31 марта, в учебном центре RMA (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 12) продет лекция генерального директора журнала Art Manager Владимира Бабкова для студентов факультета «Арт –менеджмент и галерейный бизнес». Тема: «Фандрайзинг. Технологии работы со спонсорами и благотворительными фондами». Начало в 19.00. Аудитория: Arp. Приглашаются учащиеся групп «А-3» и «А-4». При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью, данным г-ном Бабковым журналу «Эксперт».

«Если ты показываешь предпринимателю, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером»

Владимир, какова, на ваш взгляд, российская специфика взаимоотношений культуры — и бизнеса, общества, власти?

Основная наша проблема в том, что бизнес и власти предержащие до сих пор относят культуру к социальной сфере, представляя ее попрошайкой с вечно протянутой рукой. Они не считают, что культура в нашей стране может порождать новые ценности, из которых получается международный товар.

Между тем в постиндустриальном обществе информационной эпохи давно сложилось отношение к ней как к серьезному ресурсу экономики. Там укоренились такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний. Модель культуры XIX века — это образование, в XX веке — это праздник, а в XXI — бизнес. Нужен ли Зальцбургу ежегодный музыкальный фестиваль? Семьдесят лет назад, когда он только зарождался, в этом, возможно, были сомнения. А сейчас бюджет фестиваля составляет значительную часть экономики Австрии. Нам нужно посмотреть на культуру иным взглядом, увидеть заложенные в ней новые возможности для развития. Это главное.

Но вы говорите о постиндустриальном, информационном обществе. Относятся ли эти определения к России?

Индустрию строят страны, где ее нет, но и у них постиндустриальный период — в перспективе. Энергетические ресурсы конечны. И наука не стоит на месте: еще до того, как они исчерпаются, Россия рискует оказаться жертвой новых технологий, для которых не нужны нефть и газ. Настанет время, когда страна должна будет опереться на свою креативность, творческие индустрии, на то, чем сейчас живет постиндустриальная экономика. Необходимость присутствия в едином информационном пространстве очевидна.

Если 500 лет назад образовательного ресурса хватало на династию, 100 лет назад — на целую жизнь, то сейчас обновлять знания и пересматривать взгляды нужно максимум через пять - семь лет. А для этого требуется неограниченный доступ к информации. Снова опустить железный занавес уже невозможно, это безвозвратно отбросит Россию от общемирового пути развития.

В Европе и США существуют разнообразные примеры партнерского взаимодействия искусства и бизнеса...

В России более всего понятно определение «спонсор». Причем хотя спонсорские отношения построены на партнерстве (за свои деньги бизнес получает конкретные рекламные услуги, прописанные в договоре), финансирование все равно часто воспринимают как акт благодеяния.

Насколько российский капитализм дозрел до следующего шага — использования художественных и культурных проектов для работы над имиджем?

Первое условие для сотрудничества бизнеса с искусством — уверенность бизнеса в устойчивом положении в стране. Из-за незрелости институтов гражданского общества ее нет: отсюда скупка недвижимости и распределение капитала за рубежом, другие формы подстраховки. Когда вера в свою страну у бизнеса появится, развитие форм сотрудничества с искусством не заставит себя ждать. Но есть и другая сторона вопроса — неумение представителей культуры и искусства на языке бизнеса объяснить ему возможность сотрудничества.

Поясню на примере собственной деятельности: партнеров для создания журнала «АРТменеджер» найти непросто. Но если удается донести до предпринимателя мысль, что ты решаешь его проблему — показываешь, как он может заработать на культуре, — ты становишься партнером. Я не просто издаю журнал, я решаю проблему — вот в чем ключевая разница в подаче информации. Эффективность и художественная способность — разные вещи. Некоторые художники совершенно неэффективны как бизнесмены. Именно поэтому в Европе и США существуют посреднические организации. Крупнейшая в мире, британское агентство Arts and Business, куда входит несколько тысяч членов, учреждена, кстати, бизнесом.

Вы используете западный термин «творческие индустрии». Работают ли у нас связанные с ним технологии?

Культурные (творческие) индустрии — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (таково определение департамента культуры, СМИ и спорта правительства Соединенного Королевства Великобритании).

Это новый, динамичный сектор в экономике развитых стран. Статистика в Великобритании показывает: с 1997 по 2000 год творческие индустрии росли в среднем на 9% ежегодно (в других отраслях экономики — не более чем на 2,8%) и достигли 7,9% НВП. По декабрьским данным 2001 года, занятость в творческой сфере составила 1,95 миллиона человек. В число культурных индустрий входит широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио-, мультимедиапродукции, клубной культуры.

Наличие творческих индустрий в том или ином городе или регионе существенно сказывается на качестве жизни. Тут можно и нужно опираться на зарубежный опыт, и не только лидера в этой области Великобритании, но и Японии, других развитых стран, которые идут по этому пути. Не думаю, что мы можем стать исключением — таково веление времени. Хотя есть и противники: мы же сами с усами…

Продукт деятельности творческих индустрий (дизайн, тексты сценариев, аудио- и видеодиски, и т.д.) имеет понятную всем рыночную стоимость. Но эффект от творческих индустрий гораздо шире, чем от обыкновенного производства. Они создают «маркетинг места», повышают инвестиционную привлекательность территории. Кроме того, сейчас развернулась конкуренция между городами за удержание и привлечение людей. Если образованного человека, хорошего специалиста не устраивает, допустим, жизнь в Екатеринбурге — он уезжает в Москву, не устраивает в Москве — уезжает в НьюЙорк. Процесс поиска качества жизни никакими законами не остановить, и это нормально. Какова мотивация человека не менять место проживания? Я не думаю, что жители таких городов, как Эдинбург, Зальцбург или Канны, построивших бренды на культурном ресурсе, массово покидают их.

Как дивиденды от развития территорий смогут получить художники?

Механизмом и гарантом перераспределения доли средств в пользу некоммерческих художников и художественных институций должны стать институты гражданского общества: нужен слой неравнодушных людей, желающих изменить общество к лучшему. Регулирование может идти через союзы, ассоциации, грантовые проекты, через создание фондов, в том числе инвестиционных, концепцией работы которых будет создание новых рабочих мест, брендов городов, введение инновационных, информационных технологий, и т.д.

Нам с нашей ментальностью хотелось бы и тут изобрести велосипед, но проще обратиться к зарубежному опыту и взять все необходимое и актуальное в этой сфере. Чем больше мы будем участвовать в международных проектах и междисциплинарных проектах, чем лучше узнаем опыт других, — тем быстрее пойдут все эти процессы.

Все новости >