Новости
01 апреля 2014

«Об эпохе лучше расскажут замыслы невоплощенные»

Новый проект «Мегаполиса» «Из жизни планет» четко вписывается в концепцию «настоящего московского ансамбля», неизменно интересную и непредсказуемую. О своей работе над музыкой к неснятым фильмам 1960-х лидер группы, преподаватель программы "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" Олег Нестеров побеседовал с корреспондентом «Известий».

Зачем вообще делать музыку для неснятых кинофильмов 1960-х? В конце концов, хватает и вышедших, в которых кто надо видел подтекст, и музыки к ним.

Оттепельные фильмы, как снятые, так и неснятые, — из одной питательной среды. Невоплощенные замыслы были радикальнее и бескомпромисснее. Мне кажется, что по-настоящему о кораблекрушении может рассказать не тот, кто выжил, а не выживший — как это было написано у Нассима Николаса Талеба в «Черном лебеде». Выживший расскажет, как было выплывать, а не выживший расскажет, как рвалась в щели вода и он в ней медленно задыхался. Об эпохе лучше расскажут замыслы невоплощенные.

У вас сохранились какие-то личные воспоминая той поры?

Мое счастливое детство, молодые родители, дом полный любви и гостей, фильмы. Конечно же, эта работа для меня — посвящение неосуществленным замыслам и неснятым фильмам, но еще и этой эпохе и моим родителям. Которых я о многом хотел бы сейчас спросить, но не могу этого сделать, потому что их давно нет.

Вам легче осмыслить эту эпоху через кино?

И через музыку тоже. В музыке тогда еще не исчезло настоящее — умение играть в оркестре, создавая оркестровую волну. Это в 1970-х на смену всему этому придут ВИА. Старая школа, при которой музыка была хорошо сочинена, хорошо аранжирована, сыграна и хорошо записана, ушла с 1960-ми, а на смену ей ничего не пришло. Вместе с тем, 1960-е — это уже не предшествующее десятилетие, еще полное страха. Уже есть свобода и настоящая вера в то, что всё получится. То, что будет, увы, потеряно в эпоху блата, бесхозяйственности. Когда из жизни исчезнет подлинный смысл и государство превратится в театр, где по-настоящему всё будет происходить только в кухонных разговорах или в бардовских записях.

Или записях The Beatles?

Конечно! The Beatles звучали у нас в доме постоянно. Их слушал мой брат, который старше меня на 11 лет. Они звучали с 1964 года, и это мое детство. Главное ощущение от детства абсолютно идиотское. Я представлял, что вот сейчас умру, меня будут хоронить и в последний путь меня непременно провожают Леннон с Маккартни. Но были не только The Beatles. Был инструментальный ансамбль «Три плюс два» Гарина. Звук вибрафона как символ 1960-х, позывные «Маяка» и масса киномузыки. Это голоса Владимира Трошина и Тамары Миансаровой.

Когда-то вы издавали записи композитора Вячеслава Мещерина, стараясь популяризировать советскую инструментальную музыку 1950–1960-х. Нынешний проект — своего рода продолжение той затеи?

Лишь формально и отчасти. Вообще основная мысль нашего проекта не в том, чтобы сделать музыку к неснятым фильмам. Все-таки в этом есть определенное лукавство. Фильм и кадр диктуют, какой должна быть музыка, а если фильма нет, то всё остальное бессмысленно. У нас все-таки жанр музыкального посвящения, и в музыке можно увидеть те неснятые фильмы, представить их. Поэтому сама музыка немного богаче и насыщеннее, чем если бы она действительно звучала в кадре. С одной стороны, это музыка 2014 года, но с другой — она вполне могла бы звучать в тех фильмах, которые так и не были сняты, и существовать в ту эпоху. Для нас важна была философия записи как одной большой оркестровой волны, которая существовала в 1960-е годы, во времена того же Мещерина. Это звук среды, звук, который собирается одним стереомикрофоном.

Читать дальше…

Внимание! Напоминаем, что 15 мая в учебном центре RMA пройдет встреча зрителей спектакля «Из жизни планет» с Олегом Нестеровым. Подробности -- здесь. Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.

Специальные цены на билеты на презентацию проекта, которая пройдет в Гоголь –центре 30 апреля, для студентов бизнес –школы RMA действуют до конца сегодняшнего дня, 1 апреля. Чтобы заказать их необходимо обратиться к руководителю факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Дарье Воробьевой.

Все новости >