Новости
Выбор факультета
09 апреля 2014

"Мы говорим о создании музейного квартала"

Завтра директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак представит новую концепцию развития музея. В чем она будет состоять — она рассказала «Ведомостям». То, что говорит Марина Лошак в этом интервью, кажется фантазией. Но она уверена: какую картину нарисуешь, такую и претворишь в жизнь. А картину она нарисовала исключительно талантливую и вполне реалистичную, была бы воля к ее воплощению не только у директора Пушкинского.

— Насколько изменилась концепция расширения Пушкинского музея?

— Возможно, человеку, знакомому со старой концепцией, покажется, что она мало отличается от предыдущей, но она стратегически сменилась безусловно, а может быть, и тактически. Мы говорим не только о реконструкции музея, но и о создании музейного квартала, который ориентирован на городскую среду. На обживание этой среды различными культурными инициативами. Когда мы говорим «музейный квартал», всем видятся прекрасные венский или берлинский музейные кварталы.

— А разве они не образцы?

— Наша задача — не просто заполнить площади, а сделать открытый музей, живое пространство — для человека. Кстати, хотелось бы сделать его пешеходным, у нас и сейчас мало транспорта. Поэтому мы должны войти, и уже входим, в плотный контакт с городскими властями, с главным архитектором города Сергеем Кузнецовым.

— А какие функции городские, не музейные, вы предлагаете?

— Самые разнообразные. Музей располагает несколькими зданиями, всей ландшафтной застройкой. Среди исторических у нас появится и новое здание. Главная позиция музея — исключительное уважение к старым домам. То есть там, где планировал строить Фостер, — там историческая застройка, и мы ее сохраним, включим в новую архитектуру. В этой зоне 5000 кв. м выставочных, 9000 депозитарных и 3000 реставрационных. Появится сугубо музейное пространство, но максимально открытое для публики. Чтобы зрители могли видеть работу реставраторов, любоваться исторической мебелью, в которой хранятся антики. Мы хотим, чтобы наше графическое собрание было также максимально открыто.

— Но графику нельзя держать на свету?

— Идеально — можно два месяца. А нас 380 000 листов — сколько можно выставок сделать! Следующее: исторически музей связан с учебной программой, он задуман для обучения студентов. Вот и мы хотим получить лицензию на обучение, чтобы у нас учились не только дети. У нас есть возможности для диссертационной работы, для обучения реставраторов. Есть 1000 кв. м исторической застройки — пойдут для учебно-реставрационного центра. Там будут выставки и мастер-классы по реставрации. Будем привлекать серьезных иностранных специалистов. Еще одна площадка будет связана с дизайном.

— Все музейные дела, а городское пространство — это что?

— Я и рассказываю. Мы не только хотим, чтобы человек посещал музей и его отделы. Представьте, весь комплекс начнется с музейного магазина, дальше будет большая кассовая и информационная зона, где можно будет купить абонемент на сколько угодно дней с посещением всех площадок городка. А в каждой зоне можно будет купить билеты только в это место. Дальше, там где сейчас находится Институт философии, должен быть музей импрессионистов и постимпрессионистов. У нас  большие планы по поводу этого здания. Там картины будут висеть просторно, в хорошем освещении, но это тема для отдельного интервью. Техническое задание для каждого здания было такое: чтобы музей функционировал до 10 часов вечера и, когда закрывается экспозиция, там можно было бы интересно проводить время.

— Кафе, лектории?

— Да, и кинозал, и ресторан. Каждая часть комплекса должна существовать самостоятельно — и везде свой набор, и музейные магазины по соответствующей тематике. Например, в здании музея импрессионистов сохранился винный подвал со времен Голицына, мы хотели бы продавать там вино с этикетками, связанными с нашими экспонатами. В каждом здании должно быть место для детей, где они могли бы поработать и поучиться. Ты можешь остаться в любом месте квартала надолго или, наоборот, быстро перейти, например, в галерею старых мастеров.

— Где она будет?

— В особняке Вяземских — там большая экспозиция, свой кинозал, свой ресторан. Там в подвалах будет собрана вся музейная инженерия. И там находится большой подземный коридор, он будет красивым — открытое хранение. То гобелены будем выставлять, то витражи.

— Давно хочу спросить, что же останется в главном здании?

— Главное здание — самое любимое и важное для нас место. И оно сохранилось в первозданном виде — редчайший случай. Здесь будет музей музея, инсталляция музея. Чрезвычайно деликатная, чрезвычайно тонкая, воплощенная мечта о музее. Там слепки становятся частью архитектуры, ведь наши слепки уже сами по себе артефакты. Еще мы должны наполнить этот музей нашими коллекциями древностей. Их много, и они потрясающие. Не только Восток, не только фаюмы — у нас крупнейшая коллекция фаюмских портретов, уникальная. Не забывайте, половина наших вещей в фондах — и их надо показать. Есть потрясающая коллекция Древнего Китая, Древней Японии, Средней Азии, Кипра. В целом, надеюсь, это будет памятник традиционному музею, и очень важно сделать его деликатно и вместе с тем современно. Наше главное выставочное пространство останется там, и Декабрьские вечера будут проходить там же. Я уверена, что традиции надо свято соблюдать.

Читать далее...

Все новости >