Новости
Выбор факультета
14 апреля 2014

«Чем дальше от Москвы, тем больше интерес»

Как выяснил «Коммерсантъ», с начала этого года втрое увеличился спрос на франшизы в сегменте общественного питания. Рестораторы объясняют это тем, что инвесторы ищут альтернативные способы сохранить накопления во время падения курса рубля. Сейчас одно заведение фастфуда может приносить в два раза больше доходов, чем банковские вклады.

«В январе—марте этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под нашими брендами, увеличилось в три-четыре раза»,— сообщил «Ъ» Эрнесто Гонзалез, вице-президент ресторанного холдинга «Росинтер» (сети IL Патио, «Планета суши», и др.). У «Г.М.Р. Планета гостеприимства" (Sbarro, «Елки-палки»), по данным совладельца этого холдинга Мераба Бен-Эла (Елашвили), в первом квартале продажи франшиз увеличились в четыре раза. «Чем дальше от Москвы, тем больше интерес к франшизам сетей фастфуда»,— добавляет ресторатор.

У кондитерских Dunkin' Donuts в январе—марте количество запросов на получение франшизы стало на 15 процентов больше относительно четвертого квартала 2013 года, отмечает гендиректор «Донатс Проджект» Светлана Валиева.

Вице-президент Subway Russia Franchising Геннадий Кочетков говорит, что обычно две трети обращений в компанию за франшизой приходится на действующих партнеров, желающих увеличить число своих закусочных. Но по итогам первого квартала более 60 процентов пришлось на запросы от новых партнеров, уточняет господин Кочетков. По его словам, сложившаяся динамика спроса отражает текущие экономические события — угрозу санкций от международного сообщества в отношении России и резкий рост курсов валют (за три месяца доллар и евро подорожали на 10 процентов). «Во время кризиса 2008-2009 годов количество ресторанов Subway в России удвоилось за счет продажи франшиз»,— вспоминает топ-менеджер.

Эрнесто Гонзалез считает экономические трудности не единственным драйвером. «Спрос на франшизу зависит и от количества строящихся торговых центров, которым в фуд-кортах нужны популярные бренды»,— рассуждает он. По словам господина Елашвили, франчайзинговые проекты традиционно популярны в общепите из-за коротких сроков окупаемости: на рынке фастфуда этот показатель составляет два-три года, в сегменте демократичных ресторанов — три-четыре года. Доходность одного заведения фастфуда составляет в среднем 20 процентов в год, подсчитал один из рестораторов. В то же время банковские вклады приносят не более 6 процентов годовых в долларах США и 11 процентов в рублях (данные Banki.ru).

Но интересанты не всегда спешат оформить окончательные договоры. В Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) заметили даже замедление темпов прироста ресторанных сетей, работающих по коммерческой концессии: если в январе—марте 2012-2013 годов рост составлял 20 процентов, то в первом квартале этого года — около 15 процентов. Опрошенные «Ъ» рестораторы считают эти результаты непоказательными, так как в январе—марте заключались договоры по заявкам, поступившим в конце 2013 года.

По данным эксперта портала Franshiza.ru Анны Рождественской, пик роста франчайзинговых проектов в сегменте общепита пришелся на 2007-2011 годы, когда их доля увеличилась с 15 до 20 процентов от общего числа всех выданных лицензий. Но в 2012-2013 годах этот показатель снизился до 14 процентов. Для сравнения: в 2007-2011 годах доля франчайзинговых проектов в непродовольственном ритейле оставалась неизменной — 55 процентов, в 2012-2013 годах сократилась до 43 процентов.

«С марта в России продажи франшиз замедлились»,— отмечает эксперт. В краткосрочной перспективе на рынке франчайзинга может наблюдаться незначительная стагнация, не исключает Мераб Бен-Эл (Елашвили), возглавляющий также РАФ. «Это связано с тем,— заключает он,— что сейчас в целом по стране низкая деловая активность, добавьте к этому сохранившееся желание бизнеса вывести капитал за рубеж».

Все новости >