Новости
16 января 2015

Приглашаем на занятие Екатерины Финогеновой

17 января в учебном центре RMA у студентов группы "А-5" факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" состоится лекция "Практика фандрайзинга в ММАМ", которую для слушателей прочтет директор по корпоративным отношениям МАММ  Екатерина Финогенова. Начало в 14.00. Перед занятием рекомендуем ознакомиться с опубликованным ниже отчетом о занятии заместителя директора музея по выставочной деятельности Анны Зайцевой.

О музее

Мультимедиа Арт Музей в здании на Остоженке открылся в 2010 году, но история музея началась с 1996, когда был основан «Московский Дом фотографии» – первый российский государственный музей, специализирующийся в области искусства фотографии.

В настоящий момент площадь комплекса составляет около 9 000 кв.м. В здании разместились фондохранилища, оборудованные в соответствии с современными нормами музейного хранения, реставрационная мастерская, публичная библиотека по фотографии и современному искусству, фотолаборатория, учебная фотостудия для детей и подростков, конференц-зал. В музее также есть открытая крыша с прекрасным видом на улицу Остоженка и Зачатьевский монастырь.

Площадь выставочных залов – 2 500 кв.м. Обычно в этом пространстве комбинируется несколько разных по жанру выставок одновременно. Это делается, чтобы привлечь различную аудиторию. Например, на одном этаже может проходить выставка современного искусства, на другом – история компьютерных игр, а на следующем – экспозиция фотографий начала 20 века или видеоинсталяции. Таким образом, музей привлекает и «высоколобых интеллектуалов», и молодежь, и людей, интересующихся фото. Благодаря такой системе каждый посетитель увидит не только «свое» искусство, но и познакомится с другим.

Сейчас в музее уникальная ситуация, когда почти на всем выставочном пространстве экспонируется один проект: «Утопия или реальность?» Эля Лисицкого и Ильи и Эмилии Кабаковых.

«Утопия или реальность?»

Одним из поводов для этой выставки стал юбилей Ильи Кабакова, которому исполнилось 80 лет. Вообще, идея парной выставки принадлежит директору эйндховенского музея Ван Аббе (который владеет обширным архивом Эль Лисицкого) Чарльзу Эше. Еще одной причиной устройства парной выставки можно назвать повышение посещаемости, ведь «музеи очень озабочены тем, чтобы люди не переставали к ним ходить». А добавление нового контекста в уже существующие экспозиции – это одна из методик по оживлению интереса.

В пространстве музея устроена визуальная полемика между «первым авангардом» и московским концептуализмом: вся выставка разворачивается как тезис и антитезис: своеобразный ответ Ильи Кабакова на работы Эля Лисицкого.

Эль (настоящее имя Лазарь) Лисицкий - советский художник и архитектор. Важно понимать, что Лисицкий был другом и соратником Казимира Малевича, и в свое время попал под влияние этого художника и они вместе разрабатывали основы супрематизма. Однако, Эль был человеком прикладного образования и поэтому хотел тестировать жизнеспособность идей Малевич о том, что круги, квадраты и треугольники – это то из чего состоит мир.

Илья Кабаков – русский художник, вошедший в число классиков мирового современного искусства. Кабаков стал известен на Западе как автор специфического жанра «тотальной инсталляции», состоящей из комбинации картин, текстов, предметов и звуков. В настоящее время художник с супругой Эмилией Кабаковой живет в Нью-Йорке и является гражданином США. 

Входя в музей, первое, что видит зритель – это инсталляция с упавшим ангелом, огороженным красной лентой, как место происшествия. А под потолком на уровне седьмого этажа подвешена копия хрестоматийного агитационно-супрематического плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых», из которого собственно ангел и «вывалился», прорвав известную работу. Эта инсталляция закольцовывает экспозицию, еще раз показывая отношение Ильи Кабакова в русскому авангарду и, в частности, к работам Эля Лисицкого. Интересно, что именно такой вид этой «Упавшего ангела» Илья Кабаков придумал специально для Мультимедиа Арт музея, ведь такой проект стал возможен только благодаря особой архитектуре, которая позволяет работать не только с горизонтальным пространством, но и с вертикальным.

Каждый этаж музея объединен одной темой, в рамках которой длится разговор знаменитых художников: «Победа над бытом» отзывается работами «Быт победил», а «Чистота форм» рифмуется с «Мусором», «Памятник лидеру» откликается «Памятником тирану», а «Трансформируя жизнь» – «Бегством от жизни».

Музей с технической стороны

Слушателям программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» повезло услышать не только об искусстве, но и о технической стороне музейного дела. Алексей Новиков – заместитель директора по эксплуатации Мультимедиа Арт Музея – показал, как устроено здание музея, рассказал, чем должно отличаться музейное здание от обычного и раскрыл много интересных подробностей о работе Мультимедиа Арт Музея. Тайные коридоры, в которых прячут все инженерные системы, которые обеспечивают работы выставочных залов, особенности освещения, системы безопасности, климат-контроль – это то, что не видит обычный зритель, но должен знать и понимать человек, который решил связать свою жизнь с музейным делом. Ведь только благодаря правильной и безошибочной работе всех систем музея возможна организация выставки.

Все новости >