«Свобода, которую свой бизнес как бы дает, мнимая»
Основатель образовательного портала «Нетология», выпускница группы «И-1» факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» бизнес-школы RMA Юлия Микеда-Спиридонова рассказала порталу theRunet о том, как построить успешную компанию на двоих с мужем и обойтись без борща.
theRunet: Юля, у тебя по-настоящему двойная фамилия?
Нет, по паспорту я Спиридонова. Но Микеда — это личный бренд, от которого жаль отказываться.
Как личный бренд зарождался?
Я родилась в маленьком шахтерском городке Антрацит в Луганской области, населением всего тысяч тридцать. В семье одни врачи: отчим — хирург, мама — акушер-гинеколог.
Родители часто переезжали. Я пока росла, раз восемь меняла школы. Возможно, это научило меня быстро адаптироваться в новой среде, сходиться с людьми.
В восьмом классе родители уехали за границу и забрали с собой малышку-сестру. А я осталась в Луганске под присмотром бабушки.
Как ты воспользовалась свободой от опеки родителей?
У меня после отъезда родителей началась просто безумная активность, я занималась всем, чем только можно. Танцами — профессионально, еще участвовала в КВН, играла в баскетбол. Меня в городе узнавали. Я к этому привыкла. Когда потом после школы я приехала в Москву, главный шок был, что я вообще никому здесь не была нужна. Никто не оборачивается, никто в след не смотрит. Это было так странно! Тогда я решила, что раз в Луганске смогла, значит и здесь получится. Поставила себе задачу сделать что-то значимое, стать заметной.
В Москве кто-то встречал?
Мой родной отец. Он бизнесмен. У него издательский бизнес, и автомобильно-ремонтный. Он давно живет в Москве и все время звал меня к себе. Родители рано развелись, и с папой я заново познакомилась в 12 лет.
Я когда-то считала, что Москва — это другая галактика, здесь живут люди-божества, даже те, кто хотя бы иногда здесь бывает. Все особенные. Папа сказал: «Я тебе помогу здесь». Он и помогал, но я старалась как можно скорее стать самостоятельной.
Твоя первая работа была как-то связана с интернетом?
Нет. Куда мог пойти студент — только в продажи, на «холодные» звонки. В журнале отца «Автозапчасти и Цены» кому-то нужно было продавать рекламу. Меня посадили в коридор, дали стульчик, факс, телефон, и я начала названивать рекламодателям. Получилось, что за месяц я сделала продаж на какие-то безумные деньги, типа четыре тысячи долларов! И все руководство жало мне руки со словами: «После университета идешь к нам работать».
Понравилось продавать?
Я ко всему, что делаю, стараюсь отнестись с задором. Тогда поняла, что продажи у меня получаются. И продажи продолжались все мое студенчество. После автомобильного журнала я перешла в другой, на тему luxury lifestyle.
На четвертом курсе я пошла на курсы сомелье, училась там около года. Вино — это мое, такой прекрасный мир! Решила пойти в виноторговую компанию, работать с рестораторами тоже по продажам, но уже в сфере виноделия. Я там поработала параллельно с издательством, буквально несколько месяцев, но зарплату нам платили как-то не регулярно.
Поэтому задумалась о новой работе.
Папа вновь поддержал?
Папа в тот момент искал себе администратора в холдинг и доверенное лицо. Я быстро согласилась. Стала его помощником и делала все — от «кофе сварить» до любых административных вопросов по офису, от общения с партнерами до согласования договоров с заказчиками, и все такое.
Это была настоящая управленческая школа. Папа хотел научить меня всему, а при этом он очень строгий!
Суммарно я проработала около двух лет, зато сейчас, когда у меня свой бизнес, мне понятно, как что-то организовать, как управлять людьми, как решать вопросы с бухгалтерией, договорами. Эта школа очень пригодилась, когда я решилась на свое дело.
Так при чем тут интернет?
В холдинге я делала все, включая размещение рекламы в интернете для автосервисов. Так, можно сказать, я и попала в интернет. Все мне тут очень понравилось, начиная с контекста и баннерки, заканчивая аналитикой.
Я очень хорошо знала, как устроены сайты, понимала код. У нас в институте неожиданно ввели курс html-программирования, один из самых полезных. Я хоть на лекции и не ходила, но через две недели, начитавшись книжек, пришла на зачет с сайтом про вина Бордо.
Как только я начала в тему сайтов вникать (это был 2005-2006), стала ходить на все подряд семинары и конференции, какие только могут быть про интернет. Но ничего качественного не было, кроме РИФ+КИБ и, пожалуй, eTarget.
Отец к тому времени решил делать в издательстве свой интернет-портал. И меня туда перевели вначале как специалиста по продвижению, трафик-менеджером. Тогда я полностью ушла в интернет, а через год этот портал возглавила.
Что за проект? Он существует?
Сайт luxury-info.ru для ИД «Здесь и Сейчас», журнал «Акватория Красивой Жизни». Его делала команда из 12 человек, и это был мой первый управленческий опыт. Никто нас не спонсировал, мы жили на самоокупаемости.
Кстати, благодаря этой работе попала на все гламурные вечеринки Москвы. Тусовки, презентации, гольф, яхтклубы, поло — ходила на три-пять мероприятий в неделю. У меня на все были приглашения, и мы с Аней Карауловой тогда очень много зажигали.
Где-то год я пробыла в такой среде, но поняла что не мое. Мир тот слишком фальшивый. Я не умею из себя что-то изображать, поддерживать разговоры ни о чем, я посмотрела и со спокойной совестью ушла. Хотя можно было продолжать входить в тусовку, дружить и попадать в фотохроники.
Как развивался проект?
После года стабильного развития случился кризис. Я как раз только себе машину новую купила, и тут все обрушилось! Рекламная модель перестала работать при размещении на сайте дорогих товаров, которые только-только начинали продаваться. Бренды все таки больше доверяли журналам или наружной рекламе, и у нас очень резко упали доходы.
Весь проект был под моей ответственностью, за людей в первую очередь. Встала необходимость во что бы то ни стало заработать всем хотя бы на зарплату. Я восемь месяцев тащила проект, мы сильно экономили, зарабатывали, как могли, чтобы окупать текущие расходы. Но так бесконечно было нельзя. В итоге журнал продали, а портал перевели на минимальные расходы и какое-то время он еще существовал. А я решила идти дальше.
Параллельно пошла учиться на RMA и закончила его первый экспериментальный выпуск. Потому что мне все время кажется, что я чего-то не знаю!
Поделись впечатлениями от обучения на RMA.
RMA дает системное понимание отрасли, из чего состоит проект, как строится управление. Курс был чисто для PM-ов [project manager] — о том, как в большой компании создавать интернет-проект, как его монетизировать, как управлять.
Группа у нас была очень разная, но скорее это были карьеристы, которые в интернете или уже работали, или понимали, что туда надо идти и там можно хорошо зарабатывать. Собралась группа людей, с многими из которых мы дальше пошли по жизни. С нами учился, например, Дима Моисеев (Kokoc), Виталий Акимов (Startup Point), Аня Караулова (i-Media), Руслан Ишмаметов (Актион Медиа).
Кто меня там вдохновил, так это, безусловно, Федя Вирин. Он всех заряжал. Еще Андрей Себрант, Дима Сатин, Сергей Спивак, Дима Малявкин. И Соня Соколова, как куратор.
К концу обучения я поняла, что могу быть хорошим проджект-менеджером, стали появляться частные заказы на разработку и продвижение сайтов.
Заказы делала в одиночку или была своя команда?
После luxury-портала я решила попробовать новый формат и стала работать на «удаленке». Получалось зарабатывать неплохие деньги, хотя не сразу. Я не была привязана к Москве, много путешествовала. Пробыла в таком режиме несколько лет.
Дальше жить и работать на «удаленке» — показалось как-то не серьезно. Деньги — это же не цель, а хочется что-то полезное построить. В принципе, все шло хорошо, но мне уже хотелось не перед чужими дядями отчитываться, а только перед собой. Хотелось полной независимости, чтобы работать только на себя.
И еще была другая подспудная цель — поехать за границу поучиться в бизнес-школе.
Свой бизнес казался быстрым способом исполнения желаний?
Я правда думала, что быстренько организую бизнес и этими деньгами буду оплачивать обучение. Мне легко ставить себе большие цели. А раз поставила, то надо выполнять, даже до конца не понимая, насколько это сложно. В итоге, я начала разрабатывать свой проект.
Почему ты выбрала именно образовательный бизнес?
Долгосрочное обучение на рынке есть — это RMA или ВШБИ [Высшая школа бизнес-информатики], а краткосрочного на тот момент не было. Нужен был независимый образовательного центр в этом сегменте.
Куда бы ни пришел, тебя не обучают, а продают образовательный маркетинг, чтобы из слушателя курса сделать клиента.
Я решила, что буду делать семинары по интернет-тематике, давать быстрые знания, так, чтобы послушал, внедрил — и дальше пошел. Тогда это было обучение для совершенно другой, взрослой аудитории, для тех, кто уже работает и ищет конкретные ответы на вопросы. Мы не будем давать ответ на вопрос «Кто я? Кем быть? Чем заниматься». Наша аудитория другая, более конкретная, деятельная. Потом, правда, это направление перетекло в онлайн-формат.
В итоге сейчас с тем же RMA мы сотрудничаем, а не конкурируем. Делаем кросс-промо, поддерживаем и помогаем друг другу.
А тему с зарубежным образованием ты забросила?
Я не могла определиться. Я себя видела как успешным специалистом, имеющим степень по digital-коммуникациям где-нибудь в Европе, так и женщиной-предпринимателем с самостоятельным проектом. Решила действовать в двух направлениях сразу. И оба выстрелили. Пришлось выбирать.
Я поступила в бизнес-школу HULT на digital факультет, что было не очень простой задачей. Да еще и грант получила — вместо 35 тысяч фунтов мне снизили оплату до 26. Обучение должно было проходить в Лондоне, Бостоне и Сан-Франциско. Подтянула язык. Мне все подтвердили, ждали. Это был апрель.
И тогда же я сделала первые семинары. Ко мне стали приходить люди и платить за обучение, потому что это оказалось всем нужно.
Ты все-все сама делала?
У меня была девочка на «удаленке» для регистрации. А я занималась трафиком, готовила раздаточные материалы, учебный материал и сама вела курсы. Проект уже назывался «Нетология».
В итоге я решила все-таки сделать ставку на свой проект и пока никуда не уезжать. Поучиться и уехать я всегда успею.
Плюс фактор отношений сыграл свою роль.
Когда в твоей жизни появился Максим Спиридонов?
Мы к тому моменту были около года знакомы. Я осталась, чтобы развивать проект. И одновременно развивались наши отношения.
Как Максим отнесся к идее проекта?
Вначале он не очень верил в концепцию, но как-то все больше вникал и в какой-то момент стал помогать. Увидел, как много я тащу на себе, потому что не хватает управленческого опыта, чтобы настроить процессы. Макс решил мне помогать со словами: «Сейчас быстренько все прострою и пойду дальше».
Как вы делите общий бизнес и быт?
Когда мы обсуждали его вхождение в бизнес, подписали неформальное соглашение, что он помогает мне по бизнесу, а я обязуюсь готовить борщ. Мы ведь уже жили вместе. Борщ я, правда, так и не варю, зато все хорошо разогреваю (смеется).
Максим начал активно внедряться.
Многие на рынке считают, что «Нетология» — это проект Спиридонова.
Я начинала проект в плане идеи, концепции и первых продаж. Но все, что происходило дальше — это уже авторский проект Максима. С его приходом мы резко скакнули вперед: поменяли сайт, команду набрали, начали набирать трафик, выросли обороты
Это проект, который всегда существовал на свои деньги. Размер инвестиции на старте был примерно тысяч по 100 рублей от каждого из нас.
Бизнес ежегодно удваивался-утраивался. Макс все больше втягивался. Я была два года генеральным директором, а он стратегом.
В какой-то момент мы отказались от семинаров и решили полностью уйти в онлайн из-за трудностей с масштабированием. Тогда Макс стал и генеральным директором. Отказался от своих других проектов и сосредоточился только на «Нетологии».
Мы хорошо работаем в тандеме. Он такой волевой руководитель, хорошо понимающий, куда вести бизнес. Я тактик, администратор, закапываюсь в документах, много изучаю, при этом я мягче.
Это было очень полезно для проекта — иметь такой баланс в руководстве.
Будешь советовать девушкам начинать общее дело с любимым человеком?
Совместный проект может как сблизить, так и удалить друг от друга.
Скорее я бы не советовала в принципе женщинам начинать свой бизнес. И тем более — затевать его со своим близким человеком. Если есть возможность так не делать — не делайте!
Если можете работать в найме — продолжайте, делайте это. Не занимайтесь своим бизнесом.
Та свобода, которую свой бизнес как бы дает, она мнимая. Уходя от зависимости от начальника, попадаешь в кандалы еще большей ответственности перед собой и своими людьми. Работать 24 часа в сутки без выходных, платить всем зарплату, быть готовой продать машину, квартиру, взять кредит — все ради выплаты зарплаты. Для женщины это очень тяжело.
Мужчины, как мне кажется, по этому поводу гораздо меньше переживают. Им естественно рисковать, идти ва-банк, занимать-перезанимать. А женщинам важно «подстелить соломку».
Ты полностью отдала «Нетологию» Максиму?
В тот момент, когда Макс стал гендиректором, мы планировали, что я выйду из бизнеса.
Я уходила здоровье поправить, отдохнуть, подготовиться к нашей свадьбе. Но спустя какое-то время стала скучать по активной жизни, по «Нетологии». Поняла, что точно не домохозяйка!
Так сложились обстоятельства, что мне пришлось вернуться, хоть Максим и был против. Но это было нужно, надо было растить продажи. Сейчас я занимаюсь маркетингом в проекте.
Получается, что попытка разделить отношения и бизнес пока не удалась, но мы в этом направлении движемся.
Расскажи о продуктах «Нетологии».
У нас два продукта, на которых мы сосредоточились. Мы не просто ушли из оффлайна в онлайн, но «обрезали» все лишнее. Было шесть направлений — корпоративное обучение, онлайн- трансляции семинаров и прочее, но с приходом Максима мы поняли, какие продукты перспективны и только их оставили. Полностью отказались от точечных семинаров в пользу комплексного обучения профессиям.
Максу хватило на это смелости. Признать, что мы на чем-то денег недополучим, но сосредоточиться на главном. Только он смог взять на себя ответственность — и это сработало! Это и есть то, что называется «мужской стиль».
Помимо длительных программ обучения, сейчас мы развиваем подписную модель, хотим быть доступны для всех. Создаем облако коротких курсов по тематикам интернет-бизнеса, управления, веб-дизайна. Это быстро и дешево для пользователя. 590 рублей в месяц.
А курс по обучению профессии, с практикой и прямым общением стоит порядка 20 тысяч уже. Для некоторых, особенно в регионах, цена недостижима. А теперь есть выбор.
Очень классная у нас сейчас команда, люди безумно активные, очень лично относятся к проекту, отношения неформальные, атмосфера очень хорошая. По объявлению сотрудников давно не набираем.
За вашей свадьбой наблюдал весь рунет. Это тоже был проект?
Нам хотелось сделать большой праздник для всех близких. Хотя я не очень люблю свадьбы. Мне дурно было от мыслей про баянистов, выкуп и похищение невесты.
Задача была сделать свадьбу, не похожую на свадьбу. Хотелось, чтобы это было таким, светским мероприятием. Было понимание, как сделать это изысканно, не пошло, не скучно. И чтобы гости стали участниками события. Ключевым этапом была церемония, в которой бы каждый из близких участвовал.
Подружки помогали с оформлением, шили себе платья из одинаковой ткани. Мы вместе придумывали сценарий. Место выбрали очень стильное, в духе французского шале, без купеческой вычурности и на природе. Прекрасный вид на Истринское водохранилище. Пространство и тишина, где озеро соприкасается с небом.
Самое главное на свадьбе — это трогательная красивая церемония. На понтоне озера, возле арки из цветов. Сначала выходили мои подружки, под классную музыку, потом друзья жениха. Максим неожиданно для гостей появился на катере, потом шла его дочь и бросала в ноги розочки. А меня вел под руку папа, играло трио скрипки. Рядом шли моя сестра и старшая дочь Максима. Потом, в присутствии всех родных, мы произнесли клятвы и обменялись кольцами.
У нас был фотограф для гостей и еще один — только для нас, чтобы ни один момент не упустить.
Дорого обошлось торжество?
Безумных денег все стоило, но свадьба — это, как говорит Макс, «прыжок в иррациональное». Ритуал, миг, который быстро проходит, но навсегда запоминается.
Это действительно была свадьба двух digital-профи?
Самый главный онлайн — это сайт свадьбы. Мы не рассылали бумажные приглашения, только электронные на сайте, с программой.
В основном у нас были интернет-гости, и среди них ходили шутки: «Сколько стоит поставить ролап на вашей свадьбе?».
Еще мы готовили сюрпризы друг другу, и я делала видео-ролик про нашу love story. Максим подарил мне домен Спиридонова.ру, он его выкупил у кого-то. Наш друг, Сергей Котырев, желал нам тогда много «качественных поддоменов» (смеется).
Весь проект я вела через Basecamp. Подключила подрядчиков, научила их пользоваться Google Docs, Skype.
Как во время свадебного путешествия удалось оставить бизнес на целый месяц?
Бизнес можно вести удаленно. И развивать тоже.
Что нас отличает от обычной пары — мы можем оба работать удаленно. И это совершенно особая история. Мы много лет подряд практически не расстаемся. Бок о бок. Вместе работаем, вместе путешествуем. Выработались определенные привычки и свои методики контроля сотрудников.
Традиционный блиц.
У тебя есть какие-то женские хитрости, чтобы всегда выглядеть безупречно?
При любых раскладах у меня есть стандартный набор красоты. Я никогда не пропущу маникюр или поход к парикмахеру. Это как работа.
Я считаю, что хорошо выглядеть — это моя обязанность перед коллегами и близкими. Приходится выкраивать время, делать маникюр в салоне и одновременно по скайпу вести совещание.
Одежду где покупаешь?
Покупать одежду в онлайне пробовала, но не получается. Я привередлива, мне сложно подобрать то, что нравится.
У нас есть второй дом в Германии, куда я приезжаю и на пару часов забегаю в хороший торговый центр и закупаюсь на полгода вперед. Вот и весь шоппинг.