Новости
Выбор факультета
29 апреля 2014

Зачем нужны лейблы?

Компания Navigator Records, существующая с 2006 года, работает как с топовыми российскими артистами — «ДДТ», «Сплином», «Зверями», Гариком Сукачевым, «Мумий Троллем» и Земфирой, — так и с молодыми и даже проводит фестиваль для начинающих «Навигация». Глава лейбла Алексей Козин (на заглавном фото с Александром Васильевым («Сплин») провел по инициативе COLTA.RU ликбез на тему о том, как за последнее время изменилась модель отношений между артистами и лейблами, и заодно рассказал, в чем сегодня главная проблема рекорд-бизнеса, почему на Украине производят больше качественной музыки и что хорошего в группе «АнимациЯ».

Какой миф о рекорд-индустрии тебе доводилось чаще всего слышать от нынешних музыкантов?

Новое поколение музыкантов не так глупо, как предыдущее. Они умнее, самостоятельнее и каким-то инструментарием, связанным с продакшеном и маркетингом, порой владеют даже лучше, чем представители индустрии. Скажем, сейчас если группа происходит из Москвы, Питера или культурного центра, где есть хоть какая-то инфраструктура, то они уже находятся в тусовке, уже имеют представление о том, как работают клубы, какую промо-кампанию можно сделать под концерт, уже имеют опыт самостоятельного издания альбомов или студийной работы. 15 лет назад основное заблуждение касательно рекорд-индустрии звучало так: берется группа с улицы, подписывается на контракт — и дальше с ней происходит все сразу и быстро, поэтому все мечтали о контракте. Сегодня о контракте никто не мечтает. Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.

Так для чего им нужна рекорд-компания?

Вот это ключевой вопрос: для чего? Например, для того чтобы играть по клубам, окучивать то сообщество поклонников, которое уже есть, вариться в собственном соку — для этого лейбл действительно не нужен. Сейчас про это уже мало кто вспомнит, но первым российским артистом, который начал все полностью делать сам, была Ольга Арефьева и ее группа «Регги-Ковчег». Они сами пластинки печатали еще 15 лет назад, продавали их только на концерте и отказались от контракта с «Райс Лис'С», тогдашним мейджором. Тогда это был действительно поступок, потому что в то время ролик невозможно было снять на фотокамеру, это стоило десятки тысяч долларов, а контракт с «Райсом» был гарантией того, что твой клип и песни будут эфириться как «Агата Кристи». Так что самостоятельность не молодые придумали. Самое главное для музыки сейчас — это радио.

То есть рекорд-компания нужна, чтобы стать звездой?

Нет, звездой можно и без рекорд-компании стать. Раньше лейбл был безусловными воротами в некий мир, в который никак по-другому не зайдешь. Ты не мог без рекорд-компании прийти на Западе в нормальную студию не только потому, что это стоило серьезных денег, но и потому, что хорошие студии всегда в качестве клиента выбирали скорее лейбл. Это было своего рода гарантией, что работа не будет сделана в стол, что она будет издана, «заэфирена». Если у тебя не было гарантии, контракта, то у тебя практически не было шанса звучать на радио и ТВ. Но у нас в России этого мира по-настоящему никогда не было. В эпоху физического носителя рекорд-компании были в первую очередь возможностью оказаться с альбомом на прилавке (музыкальная дистрибуция), а также возможностью получить эфиры и поддержку медиа. Сейчас все стало еще проще — дистрибуция еле дышит, телика почти не осталось, клипы живут в YouTube, которым никто не управляет: хочешь — пожалуйста, делай канал, размещай, делай страничку в социальной сети, выкладывай записи. Музыку мало кто покупает, все качают бесплатно, но традиционные медиа по-прежнему остаются консервативными. Самое главное для музыки сейчас — это радио. Если ты без лейбла, независим, то дорога в радиоэфир практически заказана.

Почему?

Потому что редактора или программного директора, который отбирает песни для радиоэфира, в большей степени интересует помимо самой песни, что будет происходить с артистом дальше, будет ли он расти или не будет, если песня выстрелит. Редактор станции рискует эфиром, а лейбл дает ему гарантию того, что артист будет продолжать развиваться и будет продолжаться работа с другими медиа, в первую очередь с радиостанциями-конкурентами. Если, конечно, это не случай безусловного хита, но за год таких песен бывает не больше десятка (как русских, так и западных). Вот ты — журналист, тебе дают две песни на промо — одна от группы с улицы, другая от группы, которая заходит через знакомых; какую ты послушаешь первой?

Вероятно, от знакомых.

Вот! Задача лейбла — быть такими знакомыми для индустрии. Дальше о преимуществах рекорд-компании: во-первых, как я уже говорил, ей проще работать с медиа, в первую очередь с радиостанциями, так как в эфире крутят преимущественно старые песни, а бэк-каталоги принадлежат лейблам. Во-вторых, компании проще работать с промоутерами и клубами в ситуации старта запуска проекта — это очень важно. Получить дату от хорошей площадки молодому артисту не так уж и просто. В-третьих, это касается дистрибуции (традиционные музыкальные магазины) и digital-маркетинга. Одно дело — просто разместить свои записи на iTunes, а другое — получить топовые позиции на витринах и баннеры. К сожалению, эта роскошь доступна только для компаний-партнеров iTunes, Google Play и сотовых компаний. При всей своей видимой демократичности и открытости крупнейшие музыкальные сервисы не работают напрямую с артистами. Несмотря на все преимущества, которые остаются у лейблов, мы отдаем себе отчет, что время изменилось, рекорд-компания не может позволить себе быть главной. Сегодня главный — артист. Но, к сожалению, не все наши коллеги из рекорд-компаний это понимают.

Еще не все?

Да. Потому что раньше слушателям за музыку приходилось платить в любом случае, пиратам или лицензиатам — не важно, а сейчас какой смысл идти в музыкальный магазин за диском — все можно скачать в интернете. Это рекорд-компания должна уговаривать слушателя: давай ты купишь легально, давай за это заплатишь хотя бы чуть-чуть. Поэтому сейчас и компания, и артист должны четко понимать, какие задачи перед ними стоят и может ли у них быть совместное движение вперед. Принимать решение, когда к записанному материалу относиться как к промо-инструменту, а когда начинать зарабатывать. Время требует большей гибкости и профессионализма.

Читать дальше…

Все новости >