Новости
Выбор факультета
30 мая 2014

Тиражное искусство пришло в Россию

В Москве открывается галерея LUMAS, новая площадка одноименного международного проекта, который был основан в 2003 году в Берлине и сегодня насчитывает 30 галерей в 10 странах мира. С самого начала своего появления LUMAS был задуман как пространство доступного искусства. Поэтому основа его арсенала — фотография и принты, которые принадлежат как молодым, так и именитым авторам, пишет Blouin ArtInfo.

В России тиражное современное искусство только ищет свой путь к коллекционеру. На Западе, наоборот, интерес к этой области стремительно растет. Так, по данным агентства ArtTactic общий объем продаж фотографий на торгах Sotheby's, Christie's и Phillips в 2013 году составили 50,7 миллионов долларов — на 36% больше, чем в 2012 году.  Отчасти это связано именно с ростом рынка довоенной фотографии, продажи на котором увеличились на 22 % (23 миллиона долларов). На долю современной фотографии, как и год назад, приходится около 22% общего объема продаж. Доверие к рынку фотографии выросло за последние полгода на 7%.

Однако в сознании многих российских покупателей пока не укоренилась мысль, что фотография сама по себе вещь уникальная, но если ее тираж будет единичным, то цена окажется слишком высокой. И принтов, и фотоотпечатков выпускается ограниченное количество, предусмотренное договором с автором. Современное искусство давно рассталось со стереотипом о рукотворности произведения искусства — значение имеет идея, замысел, а не то, кем технически была выполнена работа.

Самые большие суммы — до нескольких миллионов долларов — коллекционеры выкладывают, например, за работы Андреаса Гурски или Синди Шерман, покупая их тиражные фотографии. Однако здесь речь идет о тираже до десяти экземпляров.

Как рассказала управляющий партнер московской галереи LUMAS Мария Бурасовская, в портфолио Lumas сейчас 160 авторов из разных стран. Их работы как правило выпускаются тиражами 75—100 экземпляров. «Принты знаменитостей (обязательно подписанные и пронумерованные) — Араки, Юргена Теллера, Нэн Голдин — приобрести очень непросто, — отметила Бурасовская, — тираж распродается по всему миру в считанные дни. «Статус» работы, как и количество копий, влияет на цену: если тираж уже близится к концу, стоимость принта возрастает». Еще один фактор формирования цены — размер отпечатка. Маленькие фотографии, в том числе таких именитых авторов как, например, Ман Рэй или Эдвард Штайхен, будут в LUMAS стоить от 4 тысяч рублей, большие (100х150см) — уже около 50 тысяч рублей. Есть в коллекции LUMAS работы и Йозефа Бойса, Бернда и Хиллы Бехер, и Патрика Демаршелье, и даже главного infant terrible современного дизайна Марселя Вандерса.

Эксперты давно прогнозируют, что российский арт-рынок скоро вынужден будет повернуться в сторону клиента с начальным уровнем платежеспособности. Сегмент тиражного искусства как раз и может обеспечить качественным предложением людей с бюджетом до 1 — 2 тысячи долларов. «Наш покупатель — молодой коллекционер, интересующийся искусством, но пока не готовый к большим тратам и вложениям, — пояснила Мария Бурасовская. — Сразу пойти в галерею и купить что-то ценное, инвестировать в произведение искусства может не каждый. Слишком велики шансы ошибиться. С принтами пробовать гораздо проще — вложения не столь масштабны».

Рынок современной фотографии развивается динамично как раз потому, что цены там доступны, а качество произведений — и художественное, и техническое —  очень высокое. Еще один плюс тиражного искусства — его понятность: купить принты могут не только те, кто уже разбирается в искусстве. Согласно разным исследованиям арт-рынка 60—75% тиражной графики продается по цене не выше 2 тысяч долларов. Даже у самых дорогих художников можно найти относительно доступные тиражные работы. Принты Дэмиена Херста с точками, таблетками или бабочками стоят на рынке от 3 до 20 тысяч долларов, шелкографии с бриллиантовой пылью обойдутся дороже — до 100 тысяч долларов. В московском LUMAS покажут два принта Дэмиена Херста с изображением черепа, тираж которых продан уже целиком.

По информации Artprice, аукционные сделки с эстампами в последние десять лет составляли 10—17% от общего числа продаж. Однако на долю современных художников приходится всего 7% процентов рынка тиражной графики — почти половину занимают модернисты, около 30% — послевоенные художники. Главный лидер здесь — исключительно плодовитый Пабло Пикассо. За свою жизнь он произвел больше двух тысяч эстампов, 60% его аукционных продаж — сделки с тиражной графикой. Разброс цен колоссальный. На торгах можно найти листы Пикассо с настоящей подписью всего за несколько тысяч евро. В то же время одна из последних больших продаж — редкая и дорогая серия офортов «Комплект Воллара», который был продан в 2013 году на Sotheby's за 4,1 миллиона долларов. Принты Энди Уорхола ценятся не меньше и ежегодно уходят за семизначные суммы. Так, в прошлом году традиционно дорогой комплект из 10 цветных изображений Мэрилин Монро, которых художник выпустил в количестве 250 штук, ушел на Christie's за 2,4 миллиона долларов.

Юлия Виноградова

Все новости >